<<  p r e s s e


Эд и Фил болтают
с Филиппом Мановрэ
// Rock'n'Folk, июль 2000
:: перевод с французского (c) агата балхиярова

:: спасибки за сканы:  marjorie

 

____________________

Посланные на разведку остальными участниками группы Эд О'райен и Фил Сэлвей поселились в роскошном отеле на площади Вогез [1]. Ребята одеты без выкрутасов: чёрные рубашки, белые футболки и поношенные джинсы цвета хаки, и похоже они рады вновь отправиться в турне. А отвечая на наши вопросы о летнем туре, всю дорогу поминали Бон Джови [2]. Между прочим, для этих оксфордцев нет запретных тем, они могут рассказать даже о новом альбоме Radiohead!

— И вот вы здесь. Скажите, группа не распалась?

(озадаченно) Вовсе нет. С чего вы взяли?

— Ну, после исчезновения OASIS и распада SMASHING PUMPKINS…

А вам не кажется, что SMASHING PUMPKINS ушли на покой, исчерпав свои последние возможности? А что касается OASIS, Ноэль просто не любит выступать на сцене. Но мы совсем не такие: мы обожаем концерты. Это ведь огромное удовольствие! Мотаться по свету, вкалывать по два часа каждые 3 дня… Это счастье и непрерывное творчество.

— Ну, судя по вашему фильму ‘Meeting people is easy’, это не совсем так. Редко можно увидеть таких вялых людей в рок-фильме.

И вовсе мы не вялые! Просто режиссёр хотел показать изнанку всей этой концертной жизни. Многие считают, что жизнь рок-группы такая волнующая и безумно интересная. Это не так, реальная жизнь — это вам не видео BON JOVI. Если ты член группы, с тобой вполне могут произойти и неприятности, как и в любой другой работе, я даже допускаю, что и журналисту не избежать депрессии (смеётся). Почему Radiohead продолжает существовать? Всё дело в концертах. В этих чёртовых концертах… Вот уже 6 лет мы пашем как прокажённые и вдруг в Австралии, Новой Зеландии и Японии нам удалось дать лучшие концерты в нашей жизни.

— Что вы делали после окончания турне в поддержку OK Computer?

Мы вернулись в Оксфорд. Нам надо было уладить множество личных проблем. Ведь мы так напряжённо работали, что совсем забыли своих товарищей, подруг и родителей. Промежуток времени с начала записи OK Computer и до конца турне – целая жизнь. В начале этого пути нам всем было по 24 года, а в конце — 30. Что же произошло за это время? Да ничего. Мы не видели наших родителей, не завели детей, потеряли наших невест. Вместо этого мы остались группой молодых парней. Но в конце турне мы вдруг очнулись и поняли, что у нас нет ни друзей, ни детей. Мы провели целых 6 лет в гостиничных номерах, какая досада!

— Когда вы получили свои роялти за 5 миллионов проданных альбомов, вы позволили себе какое-нибудь безумство? Новую феррари, или может, стратокастер?

Большую часть денег мы потратили на покупку студии: вложили средства в предмет нашей страсти.

— Можно ли спрашивать о новом альбоме?

Почему же нет?

— Не захочется ли вам после прошедших концертов вернуться в студию и перезаписать новые песни?

Нет, работа над диском уже закончена. Мы не хотим к этому возвращаться, зато мы можем поработать в студии над концертным звучанием. Это пригодится в будущем.

— Как будет называться ваш четвёртый альбом?

К сожалению, названия пока нет. Полгода мы пытались привести в порядок эти 23 — или, сколько их там, 24? — кусочка музыки. Надо было выбрать, какие из них войдут в альбом, какие мы пока прибережём, а какие оставить на би-сайды. В общей сложности работа над диском заняла полтора года.

— В чём причина такого долгого перерыва между OK Computer и новым альбомом?

Сочинение, поиск лучших вариантов, запись — всё это длительный процесс. У нашей группы есть свои цели и мы всегда ищем что-то новое. Нельзя сказать, что всё идёт как по маслу. Иногда мы работаем над чем-нибудь по полгода и вдруг один из нас не без основания заявляет: «Каким же дерьмом мы занимаемся!» И мы начинаем всё с начала. Необходимо быть терпеливым и верить, чтобы не сбиться с правильного пути и, разумеется, продолжать играть.

— Новый диск удивит слушателей?

Да. Возможно, он им не понравится, но уж точно удивит. Он и нас самих уже удивляет.

— Кто был звукорежиссёром?

Найджел. Лошадей на переправе не меняют, сами знаете. Полтора года он не занимался сторонними проектами, работал только с нами.

— Вы можете назвать для наших читателей хотя бы названия новых песен?

Пожалуйста: ‘knives out’, ‘optimistic’, ‘lost at sea’.

OK Computer занял второе место в сотне лучших английских альбом всех времён по версии журнала 'Q'. Что вы об этом думаете?

Допустим, в этом месяце ты напишешь статью. Представь, что она станет второй лучшей статьей за всю историю французской рок-журналистики…

— Что за бред?

Вот и мы тоже так подумали. Ты верно ответил. Но ведь век закончился, мы на пороге следующего. Вот англичане и составляют списки: лучшие пылесосы, самые привлекательные девушки, лучшие фильмы с участием Жерара Депардье. Всем вдруг захотелось узнать, в чём они проиграли. Просто навязчивая идея какая-то.

— Значит, карьера Жерара Депардье неудачна?

Ну кроме разве что «Greencard»: трогательная картина [3].

— До выхода альбома вы сыграете 7 концертов во Франции. Почему?

На прошлой неделе мы были в Испании, там один журналист очень резко сказал нам: «Вы даёте 7 концертов во Франции и один единственный в Испании, в Барселоне». Ну да, вот такая несправедливость. Но мы любим Францию, любим здесь играть. И, кроме того, здесь Хильда.

— Хильда с 'Black Sessions'? [4]

Да, это она впервые вытащила нас за пределы Англии: мы играли на «Black Sessions» в 1993 году и, надо сказать, чувствовали себя не в своей тарелке.

— Должно быть, вам никто не сказал, что ‘Black Sessions’ больше не выходит…

Как не выходит? Какой ужас! Это ведь была такая отличная творческая передача, идеальный шанс для молодых музыкантов заявить о себе. Это шоу было нужным и слушателям, и музыкантам. Жаль…

— Давайте вернёмся к теме концертов. Будете ли вы играть ‘creep’?

А почему нет? Вполне возможно. Это одна из 59 песен, которые мы можем сыграть на концерте. Мы могли бы играть и пять часов, но не волнуйтесь, на деле мы играем около двух.

— А что насчёт Америки? Известно, что английские группы, не достигшие успеха в США, обычно распадаются. Так было с CLASH и SEX PISTOLS. Как у вас дела в Штатах?

У нас там очень преданные поклонники. Это люди следуют за группой с таким же слепым фанатизмом, как старые фанаты Dead [5]. Это приятно. Но с другой стороны мы не собираемся 16 недель колесить по Америке и тем самым убить группу. Такого никогда не произойдёт. Хотя по классической рок-стратегии, нам следовало бы сперва прочесать восточное побережье, потом податься на запад и наконец поиграть где-нибудь на Среднем западе. Фэны первыми же будут смеяться над нами. Это будет концом Radiohead. А спрашивается, для чего? Чтобы стать круче BON JOVI (смеётся). Так что ради бога, лучше мы поиграем во Франции.

— Вы ставите EMI в затруднительное положение, собираясь играть на концерте материал с вашего нового, столь ожидаемого альбома, за 6 месяцев до релиза! А что если за дело возьмутся пираты?

Ну и хорошо! Великолепно! Браво, парни, зафигачьте свои mp3!

— Вы говорите это в то время, как METALLICA подаёт в суд на 323 000 человек за скачивание их альбома через Napster [6]…

(смеётся) Заметьте, какие мы бунтари… да простит нас METALLICA. Но вы ведь уже столько заработали, сколько ещё вам нужно? mp3 — чудная вещь, позволяющая отличить профессионалов от новичков. Если группа выпускает альбом с одной хорошей песней, всё на этом: именно эту одну песню и скачают через Napster. Но если весь альбом удался, людям захочется им обладать, они наверняка его купят.

— В сентябре вы будете играть в цирке рядом со стадионом. А почему не на самом стадионе?

Да, мы в принципе могли расположить шатёр на местах для чемпионов (смеётся). А если серьёзно, нам кажется, что на стадионах музыка становится неестественной, какой-то безжизненной. Кому нравится играть на стадионах? Я думаю, что только U2 это удаётся. Стадионное выступление всегда сопровождается специальными эффектами и фейерверками. А всё это никакого отношения к музыке не имеет. Музыканты, играющие на стадионах, просто самовлюблённые эгоисты: «Эй, я собираю каждый вечер 85000 зрителей, а ты сколько?» Похоже на спор, у кого круче тачка. Для нас подобный подход к музыке неприемлем.

— Вы можете отменить концерт?

Определённо нет (смеётся). Мы можем облажаться, как, например, 3 года назад в Аделаиде [7]. Такова жизнь: мы Radiohead, но мы не роботы. И не BON JOVI.

— Мне надо вам сообщить кое-что. Журналист из Rock’n’folk будет присутствовать на всех ваших концертах, он будет следовать за вами по пятам.

Что? В наших спальнях тоже?

— Нет-нет, только на концертных площадках.

Чёрт! Серийный убийца из Rock’n’folk преследует Radiohead. Дурдом…

~   ~   ~

[1] Площадь Вогезов (фр. Place des Vosges) — самая старинная площадь Парижа. Расположена в квартале Марэ и представляет собой правильный квадрат длиной 140 метров. Вероятно, под ‘роскошным отелем’ имеется в виду Pavillon de la Reine (‘Павильон Королевы’).
[2] Jon Bon Jovi — американский рок-музыкант и актёр итальянского происхождения, лидер группы Bon Jovi.
[3] ‘Greencard’ (‘Зелёная карточка’ или ‘Вид на жительство’) — кинофильм 1990 года совместного производства Франции, Австралии и США, снятый режиссёром Питером Уиром. В гл.ролях — Жерар Депардье и Энди МакДауэлл.
[4] ‘Black Sessions’ — музыкальная передача на француском радио.
[5] Dead — вероятно, имеется в виду группа THE GRATEFUL DEAD. Ее преданных фэнов, некоторые из которых годами ездили вслед за группой от концерта к концерту, называют ‘deadheads’.
[6] Napster: первая в мире файлообменная сеть (Napster — сетевой ник ее отца-основателя).
[7] Аделаида — столица штата Юж.Австралия. Хеды играли там в 1998-м году.



Rambler's Top100

<<<   radiohead.presse     <<<   main