Radiohead: played
in full
болталка
с Radiohead на евро-MTV
(октябрь
2001)
::
русский перевод (c) Lesley ~ 2002
:: cпасибо 2 paul marshal за транскрипт с английского
MTV Bloke: Ну, ребята, я очень рад, что вы согласились
встретиться. У меня тут список пунктиков, по которым предстоит пробежаться.
И еще есть вопросы от ваших фэнов. Так что заранее вам большое спасибо
и давайте начнем. Итак, все что входит в 'Kid А' и 'Amnesiac', если я
правильно понял, записано в течение одной сессии?
Thom: Да, ты прав, хотя некоторые люди, кажется, думают, что 'Amnesiac'
стал нашей панической реакцией на 'Kid А' Такое мнение повально распространено
в Британии, что вообще ни в какие ворота
MTV Bloke: И чем, по-вашему, это можно объяснить?
Colin: Ну альбомы-то вышли практически один за другим. Хе-хе-хе.
Thom: И, видимо народ так и не понял что они сделаны одновременно.
MTV Bloke: Тогда почему бы вам было не выпустить двойник?
Ed: Потому что это не тот случай... Ну, очень просто... Вы же знаете...
Двойные альбомы — это же гора песен, над которыми еще потеть бы да потеть...
(пауза) Основная загвоздка с двойником в том, хватает ли там насыщенного
самодостаточного материала. А остальное не так уж важно, вы просто отсекаете
детали. А нам упорно казалось, что в наших песнях... Первое прослушивание
может и комкает впечатление, но рано или поздно все встает на свои места.
Нет, двойника все равно бы не случилось.
Thom: Если бы мы объединили материал, альбом получился бы дико перегруженным.
Ed. Да, это слишком, пожалуй.
MTV Bloke: Расскажите, как возникла идея для 'Pyramid
Song'.
Thom: Э-э... Сложно объяснить, хотя... Хм... (длинная пауза) Смешно, но
на написание песни ушло около пяти минут. И все как-то ненормально произошло.
В песне, в словах всплыло что-то такое, о чем я никогда не задумывался.
А тут умудрился... Но я был вне себя от радости. И это смахивало на...
хм. Похоже на Хокинга.
Phil: Стивена Хокинга.
Thom: Понимаешь, он говорит о времени выдвигает идею что время совершенно
однородно. Оно всегда вроде как... (палец Тома описывает в воздухе окружность).
Как фактор силы тяжести, постоянно. И что-то подобное я обнаружил в буддизме.
Вот о чем 'Pyramid Song'. О том, что все возвращается на круги своя. И
это не отчаянная человеческая попытка избежать смерти. И не попытка таким
способом уйти от жизненных неприятностей. Взросление, наверно. Но это
здорово, действительно здорово, что во всем есть цикл.
MTV Bloke: Нынче складывается впечатление, будто Radiohead
— единственная команда с мейджора [крупный лэйбл звукозаписи — прим.ред.]
которой дозволено рисковать и стилистически, и по части художественного
воплощения идеи. Что скажете?
Ed: Это не надолго... по-моему. Ха-ха.
Thom: Мы покончили со своей выжидательной позицией и теперь во всеоружии.
Ed: Ну, к тому же, OKC разошелся в четыре с половиной миллиона копий.
А это, знаете ли, несколько развязывает нам руки.
MTV Bloke: He всякий, однако ж, продав пять миллионов
пластинок, решает закинуть гитары куда подальше и засесть в студию экспериментировать
с саундом.
Thom: He всякому и надо.
Colin: Люди свободны в выборе. И это замечательно.
Ed: Мы же сами захотели Еще до того как вся каша заварилась Мы долго трепались
о всяких там начинаниях но как ни странно дошли-таки до их внедрения в
жизнь Получилось что-то типа... «Э? Мы что, вправду можем выкинуть такую
штуку?.. Эй, эй! А что, деньги больше девать некуда?» (общий хохот).
Colin: О Боже.
Ed: Ну и мы купили эту чертову студию. Слишком долго мы рефлексировали
из-за нашего так называемого творчества, даже если на то не было особых
причин. Но теперь завязали. Какого черта, спрашивается?
MTV Bloke: Вы никогда не жалели, что, возможно, по
причине своих музыкальных нововведений, 'Kid А' и 'Amnesiac', вы рискуете
потерять часть аудитории?
Thom: Kid А и Amnesiac не были такими уж заоблачными экспериментами (смеется).
Да нет, правда!
MTV Bloke: Совершенно верно, подтверждаю: не были.
Thom: В том смысле, что это не безбашенная ракетно-космическая фантастика.
Я имею в виду только то, что по сравнению с музыкой, которую мы слушаем,
у нас вообще на редкость кроткие опусы
Jonny: А если бы нам приспичило заняться Некой Идеей, мы работали бы по-другому.
MTV Bloke: Что скажете по поводу живых выступлений?
Каково, интересно, озвучивать на концертах песни, которые и в студии-то
довольно капризны?
Jonny: Ой, я не знаю. Это значит, что в туре нужно быть готовым играть
на любом инструменте и при любых составляющих. И не чувствовать себя на
скамейке запасных только потому, что единственный освоенный тобой инструмент
— это тамбурин. Надеюсь, что мы справимся. Ведь наша музыка все же не
студийное трюкачество. Нас так много! Иногда у нас одновременно задействованы
три ведущих гитары. А это вообще-то непросто.
MTV Bloke: Как вам Америка? Три года спустя OKC-тура
она встретила вас иначе?
Thom начинает хохотать*
Ed: Ага. Я думаю только, что это не Америка, это мы изменились, изменились
как группа. То, как мы воспринимали некоторые вещи три или четыре года
назад. Помню, была черная полоса, когда мы действительно не выносили свои
американские гастроли. Кошмар, одним словом. И все потому, что в конце
тура мы неожиданно обнаруживали себя на какой-нибудь громадной сцене.
Нам все казалось неправильным, мозги отказывались видеть в этих выступлениях
только гастроли. Но мы таскались по чертовым сценам, понимая, что нам
все равно придется возвращаться туда и играть до посинения. И мы играли.
Это страшно. Не думаю, что кому-то из нас на самом деле пришелся по душе
и тот последний американский тур. По правде говоря, бывали моменты, когда...
Но теперь да, иначе. Теперь нам нравятся Штаты.
MTV Bloke: И печальный опыт тура в поддержку OKC не
отбил у вас желания снова колесить по миру?
Thom: Конечно, отбил. Особенно у меня. Желание ко всему, что так или иначе
с туром связано. Все воспринималось как изо дня в день повторяющееся изматывающее
братание с призраками из моего стенного шкафа, которые выпазили оттуда
друг за другом. постоянно. Эти туры... Я ведь и вправду думал, что пора
в этом деле ставить точку. Насовсем. Считал, что мне не справиться. И
я не могу объяснить вам почему. В конце концов, как и сказал Эд, мы начали
закатывать большие тупые шоу. Хм... Это было как... ну, я не знаю. Как
если бы вот сюда (стучит себе по голове) забрались сорок тысяч человек,
а я бы сам куда-нибудь смотался. Ха-ха. Но теперь уже все прошло Сейчас
мероприятия разворачиваются на уровне: «привет, рад вас видеть, большое
вам спасибо...» Вот.
MTV Bloke: Ребята, несколько вопросов от ваших фэнов.
(хором): ОК.
MTV Bloke: Этот для мистера Йорка. Какими настроениями
навеян 'Amnesiac', какие в нем смыслы?
Thom: Э-э... Ну вот, загрузили. Хм... 'Revolving Doors', например, прямое
отражение того, что со мной происходило. Напоминает «Алису в Стране Чудес».
Ага, точно, Алиса в Стране Чудес. Когда она прогуливается по коридору,
и там полно дверей. Месяцев шесть я находился примерно в таком же состоянии
в своем внутреннем коридоре. И это, пожалуй, во многом определило саму
суть альбома. Потому что каждая дверь, в которую бы я ни сунулся, отпугивала
одним своим видом. Потому что никогда не знаешь, что за ней. Вот и весь
смысл.
MTV Bloke: Почему некоторые из трэков в буклетах настолько
неудобоваримы по части орфографии?
Jonny: Потому что он (кивает в сторону Тома) не умеет набирать тексты.
(все хохочут, Том ликует)
Colin: Что вы, у нашего прожженного бумагомарателя так задумано...
Thom: Все время тороплюсь. Никак не научусь печатать без ошибок.
Colin: Но благодаря этому есть над чем мозгами пораскинуть, А работать
нужно с тем, что есть...
Thom: С тем, что у меня есть. Ха-ха.
MTV Bloke: Вы действительно хотите отправиться с туром
по США или вы чувствуете, что вам придется туда ехать?
Jonny: Мда... удовольствие, конечно, из разряда «надо». Но по крайней
мере охотнее, чем три года назад.
Thom: Путешествуя по Америке можно за одним переделать кучу дел... И все
же я бы назвал это видимостью деятельности. Удила прикусывать приходится
в любом случае, даже если некоторые штуки ты постоянно таскаешь в своей
голове. Все идет по заранее разработанному сценарию, потому что здесь
затрагиваются и чужие интересы — тех, для кого мы играем. И мне невероятно
близок Майлз Дэвис, который просто поворачивался спиной к аудитории и
слушал, чем там зрители занимаются. Из-за того, что это может объяснить,
за чем люди приходят на концерты... Они хотят, чтобы ты целиком перед
ними выложился.
MTV Bloke: Какой материал вы можете назвать «концептуальным
альбомом» и насколько, по-вашему, это понятие применимо к вашей работе?
Colin: О Боже.
Thom: Только не я.
Colin: Мы думаем об этом только в одной конкретной ситуации — когда неделю
напролет ломаем головы над конечным порядком песен. Мы отбираем вещи,
которые, как нам кажется, лучше всего звучали бы друг за другом. Но не
стоит забывать, что каждая из них уже самостоятельна, закончена.
Thom: OK Computer. Если люди считают его «концептуальным альбомом»...
Меня это откровенно пугает.
Colin: Да, но это уже их точка зрения.
Thom: Наверно. А что до нас, так единственная альбомная фишка, которой
можно гордиться, в том, что мы решили назвать его ОК Computer. Только
это. Название.
MTV Bloke: Расскажите, что представляет из себя ваша
студия.
Jonny: Бардак.
Thom: Кроме того, там целая коллекция старых раздолбанных компов. И мы,
разумеется, понятия не имеем куда их девать. Но смотрятся они там отлично!
И... э-э... еще там везде разложены какие-то катушки, но никто почему-то
не помнит, что именно и когда мы там записывали... Куча всякой утвари...
Когда мы только обустраивались, нам хотелось, чтобы эта студия стала вдобавок
и домом. Местом, где можно было бы квартироваться. Но не успели мы все
там довести до ума, как засели работать над Kid А и Amnesiac. Ну и сейчас,
конечно, да, она напоминает поле боя. Мы всегда мечтали о некоторой нейтральной
территории, куда можно приходить заниматься своим делом. Сущий пустяк,
вообще-то.
Phil: Но выглядит студия так, будто мы действительно там жили все вместе.
Thom: И воняет так же.
Colin: Это потому что Джонни никогда посуду не моет.
Jonny: Какую еще посуду?..
MTV Bloke: Беспокоит ли вас тот факт, что группы вроде
Coldplay, Travis или Muse делают себе карьеру, повторяя ваше звучание
образца 1997 года?
Thom: Дорогой Kid A, в добрый путь!! Хе-хе.
MTV Bloke: Прошло уже десять лет с тех пор, как вы
подписали свой первый контракт. Чем Radiohead 2001 года мог бы напутствовать
тот Radiohead, 1991?
Thom: Ха-ха... Ха-ха... [хмыкает].
Phil: В ближайшем будущем вас ожидает куча проблем, и продлится этот кризис
года полтора, и додумаетесь вы записать песню 'Pop Is Dead'. Так вот,
лучше бы вам этого не делать!
Thom: Ara. А чуть пораньше надо бы перестать упираться рогом в понятие
'рок'. Расслабьтесь! В 97-98 нужно будет поспокойнее себя воспринимать.
И пытаться называть вещи своими именами — это пойдет на пользу.
MTV Bloke: В октябре 2000 года в интервью для MTV ты
сказал, что услышав Fake Plastic Trees, не узнал собственный голос и что
это тебя очень порадовало. Не мог бы ты прокомментировать свои слова?
Thom: Вот почему я не устаю повторять, что мы занимаемся чем-то вроде
поп-музыки. Ее обязательный элемент — предполагаемая одноразовость использования.
Лично у меня вообще голова дырявая, я запросто забываю всякие события
двух-трех месячной давности.
MTV Bloke: Это из-за усталости от однообразия?
Jonny: Я бы не стал выделять только мрачную сторону. Это скорее тяга к
переменам, нежели усталость от однообразной повседневности. Всегда есть
уйма несовершенных еще открытий и... Все, в общем-то.
MTV Bloke: В 1978 году NASA, в надежде установить контакт
с внеземными цивилизациями, запустили в космос носитель, где были собраны
самые сливки земной музыки — начиная с Бетховена и заканчивая песенкой
'Джонни Би Гуд'. Если бы и у вас была возможность внести свою скромную
лепту, какую из песен вы бы выбрали?
Jonny: В свое время эта программа NASA не давала мне покоя — я даже сохранил
у себя в ноутбуке весь перечень этой космической музыки, которую люди
посчитали «достойной». Так что я знаю, о чем вы говорите. А вот что бы
я выбрал... Вообще я думаю, что они все это нам обратно на Землю отошлют.
MTV Bloke: На Kid А и Amnesiac так много научно-фантастических
зарисовок...
Thom: Да?.. А, ну да.
MTV Bloke: Subterranean Homesick Alien? Paranoid Android?
Может, клоны с Kid A?
Thom: Да, я понимаю... Но я бы не стал...
MTV Bloke: Грядет великое оледенение...
Thom: Это что, научная фантастика? Хотя может быть. Может.
MTV Bloke: А ты не согласен?
Thom: Согласен, согласен.
MTV Bloke: А откуда столько футуристических образов?
Thom: Я не знаю... Нет, правда, не знаю. Для меня они не столько в текстах,
сколько в самой музыке. Сама атмосфера такая. Пока мы делали пластинки
эти, я читал книгу Рэя Брэдбери. «Марсианские хроники»... И... э-э...
он пишет о людях живущих на Марсе, они живут там сами по себе. Где-то
посередине бесконечности. И о музыке, которую они слушают. Именно так
мы должны звучать в идеале.
MTV Bloke: В прошлом году во время выступления на Saturday
Night Live вы открыто высказались: «Дайте участвовать Надеру». Вы жалеете,
что Джордж Буш-мл. стал президентом США?
Ed: Нет. Если вы полагаете, что проголосуй тогда народ за Ральфа Надера
(Ralph Nader), Буш никуда бы не продвинулся, то вы заблуждаетесь. У него
и без того полно голосов, но для демократической партии он стал просто
козлом отпущения. Вот они и взбесились.
Colin: А у Гора, конечно, другой статус.
Ed: В его собственном штате, да?..
Colin: Надер-то прошел по своему штату... Но это так, к слову пришлось.
Ed: Неприятно, когда люди утверждают, будто Гор не победил у себя на родине
из-за того, что он полный кретин в политике. Сразу вызревают соответствующие
выводы.
MTV Bloke: Вам никогда не хотелось поработать над саундтрэками
к фильмам?
Jonny: Э-э, да, хотелось. Мы хотим попробовать. И мы постараемся усовершенствовать
нашу студию, чтобы можно было такое провернуть. Старые телевизоры там,
видеомагнитофоны... Надо только врубиться, как все должно звучать.
Thom: Если мы займемся саундтрэками, это будет натуральная нервотрепка.
Ведь никогда раньше мы ничего похожего не делали. Того и гляди погорячимся
и пролетим со всей затеей.
Ed: Хотя, знаете, это будет весьма занимательно, потому что последнее
слово должно оставаться за режиссером. И если он скажет: «Вот тут надо
добавить 30 секунд», то придется добавлять. Интересно посмотреть, как
мы будем прогибаться.