интервью с томом
// «Magic» special issue, april 2003
:: transcript from french by Valerie {at.Ease}
:: русский перевод :: qwerrie ©
2005
перед вами мой перевод коротенького английского
реферата-перевода интервью с Томом из французского журнала "Magic",
который сделала Valerie по французскому изданию, которое, полагаю,
было до того переведено с английского. исходное интервью немного длиннее,
но мы оставили только то, что не было пережевано двадцать раз в прочих
интервью. не относитесь к этим словам уж настолько - имейте в виду,
сколько раз кто-то другой понимал на свой лад, что было понято до
него :) :)
_______________
Расскажите про истоки вашей новой
пластинки.
После событий 11 сентября я много слушал радио,
всякие политические передачи... И каждый раз запоминалось какое-нибудь
интересное слово, или целая фраза - и я все это записывал. Мое внимание
привлекали не слова с каким-то подтекстом, а слова, которые звучали
определенным образом, так что я нагло вырезал их из контекста. Ну
и кончил я с внушительным списком ни к чему не привязанных фраз.
Ты использовал какие-то
приемы нарезки для сборки текста?
Не совсем так, но может быть местами
в некоторых текстах я не ставил своей задачей получить какой-то определенный
смысл, и уж совсем точно не хотел заниматься смысловым анализом того,
что получается. Сейчас, глядя на них задним числом, я поражаюсь, насколько
сильно они пропитаны страхом, невообразимое ощущение. Довольно пугающе.
Это вышло не нарочно, хотя я понимаю, что кое-где можно отыскать политический
подтекст.
Как происходила запись?
Для вас не будет новостью услышать, что когда ты
пишешь музыку, то в 9 случаях из 10 ты терпишь неудачу, ибо получаешь
не тот результат, на который рассчитывал. именно эти неудачи и помогают
двигаться дальше, выкристаллизовать понимание того, какой именно результат
ты хочешь получить. Это совершенно не то, чему всех учат в школе (берет
менторский тон): «В жизни вам нужно думать прежде всего
об успехе».
Значит, вы научились
делать ошибки?
Ага, типа того... нет, именно так! Особенно применительно
к музыке. Мне кажется, нет ничего хуже, чем слушать совершенного музыканта,
который нигде не погрешит и ничего не испортит, или барабанщика, который
стучит точно метроном (смеется).
Насколько метод проб
и ошибок приложим к вашей музыке?
Точно такой настрой был у нас во время Kid A/Amnesiac-сессий.
Мы открывали для себя незнакомый мир, пробовали наощупь разные штуки,
учились по ходу дела. Пробовали любую идею, насколько бы смехотворной
она ни была, записывали и смотрели что выйдет. И, говоря про ошибки
-- совсем не обязательно наступать на грабли нарочно... как частенько
делает Джонни: когда он допускает ошибку на сцене, то любит для верности
повторить еще пару раз, чтобы мы поверили, будто так все и было задумано!
Он знает, что мы не поверим, но все равно пытается!
Скажи, вернулась
ли к вам уверенность в том что вы делаете?
В данный момент абсолютно! Такого настроя
в группе не было, может, с самого ее основания! Но, полагаю, к концу
турне у нас в головах будут совсем другие опилки.
Если позволите более
отчетливо, такие периоды самокопания, за которыми следуют продуктивные
этапы уверенности в своих силах,-- можно записать группе в плюс?
Да. Вне всякого сомнения. Иначе два наших последних
альбома просто не появились бы -- а лично я, кроме того, потерял бы
веру и во все остальные.
Оглядываясь назад,
можно ли назвать Kid A/Amnesiac своего рода терапией, которая помогла
Radiohead двигаться дальше?
Терапия срабатывает, когда тебе удается понять,
какие у тебя на самом деле в голове опилки. Ведь музыка -- не наука.
Ты можешь неделями слышать звуки в собственной голове, но повторить
их не удается. И это бесит, это болезненно. Но когда ты это извлек
и воспроизвел, это просто сказка... И я готов присягнуть: самые лучшие
наши вещицы, это именно те, которые пришли с этого конца, нарисовались
сперва в нашем воображении..
Какая песня на HTTT
самая старая?
Наверное, 'wolf at the door'. Хотя вообще-то она
и 'where I end and you begin' начались одновременно, тогда же, когда
мы начали запись OK Computer-а, но тогда они нам не дались. 'I will'
кстати оттуда же. It seems it's a reccurent thing for us : At one
point, we're working on a track but nobody is on the same wavelength.
Потом, позже, мы о ней вспоминаем, пробуем - и все встает на свои
места практически само собой. Именно так вышло с 'The national anthem',
который был написан... страшно сказать, а 1994 году! Получилось довольно
забавно: мы над чем-то еще работали, когда к Колину пришла басовая
мелодия, которая и была тем самым, без чего у нас эта песня дальше
не двигалась!
"Воришки"
это про вас?
О да, абсолютно так! В этом альбоме все, абсолютно
все украдено (улыбается)! Здесь есть и минус, и плюс
одновременно: так много лет нам все вписывают в счет влияния других
исполнителей... это уже давно не прикольно. Я хочу хоть раз записать
альбом, руководствуясь одной идеей, следуя в одном-единственном направлении
[we could be able to follow one idea at a time]. Ну, или хотя бы одну-единственную
песню! (улыбается) Но уж такова природа поп-музыки, се ля ва!
Если когда нибудь
у тебя кончится вдохновение, чью молодую кровь ты захотел бы употребить?..
Хм, тут нужно серьезно прикинуть... нет, никто
в голову не приходит. В любом случае, я предпочел бы сосать 'старую
кровь' так гораздо меньше риска!!