болталка с джонни на голландском ТВ
// VPRO, июнь 2003
:: транскрипт
:: русская версия (c) александр
краев
____________________
Джонни: Мне кажется, музыкально мы хотели продолжить
направление Kid A и Amnesiac, только сделать это побыстрее. Ммм… в
любом случае, настрой при записи был таким, как если бы у тебя под
рукой полный арсенал инструментов, будь то ноутбук или клавишные,
гитара или губная гармошка, не важно: разрешено все что угодно, от
новейших технологий до пианино… все сгодится для одной песни, но пойдет
в минус для другой. Понимаете, ни один инструмент не идеален, но все
хороши на своем месте. Например, ‘i will’ чудесно звучит в гитарном
исполнении. А вот ‘backdrifts’ под гитару будет звучать глупо — ей
нужны клавишные и старый ритм-бокс..
— Хм…
Джонни: Ну да, типа такой коктейль. Вокал очень
важен на этом альбоме, что неудивительно — тексты на нем являются
определяющими. Как оно и должно быть, на самом деле.
— Хм…
Джонни: Ну, да. Я согласен в том, что он поет лучше,
чем когда-либо в студии. Я думаю, что мы все были довольно расслаблены,
и в результате этого старались направлять песни… в смысле, когда пишешь
песни, ты стараешься направить их в альбом с минимальными правками,
не позволяя личным страхам стать на пути, другими словами как бы хочешь
привести песню в альбом, не держа ее постоянно за руку. Где-то так.
А потом — оп! они уже там, записаны! Думаю, то же относится и
к вокальным партиям. Том старался сделать песни… скажем так, звучащими
откуда-то со стороны. Даже не знаю. Наверное, теперь у нас в голове
все стало гораздо четче, зачем мы в группе… и еще мы научились воспринимать
песни как нечто большее, чем мы сами. И это именно тот груз, который
лежит на плечах во время записи. Пустяки… на самом деле это единственное,
что давит. Ибо что ты еще можешь сделать? Когда Том приходит в студию,
и мы начинаем вместе работать над песней, а к концу дня появляется
черновая версия, скажем, ‘pyramid song’, ‘sail to the moon’ или какой-либо
другой, без единой нотки эгоизма,— это классно. Но пока песня не записана,
расслабляться нельзя. Вот такой получается своеобразный кайф, смесь
возбуждения и страха. Иногда ходишь целый день, прокручивая в голове
одну песню, и думаешь: «Она офигительна, мы просто обязаны ее записать!»
— Ага!
Джонни: И так годами. Процесс растягивается. Помните
‘motion picture soundtrack’ с последнего альбома? Уже тогда она с
нами была лет десять, и мы очень хотели ее записать. Просто нам всегда
есть из чего выбирать...
* проигрывается клип Gloaming *
Джонни: В свое время я забраковал кучу электронной
музыки. Или, если угодно, написание электронной музыки и использование
для этого компьютеров. И только впоследствии сам понял, почему: мы
на самом деле используем не компьютеры, а чужие представления о том,
как на компьютере делается музыка. Например, есть такой графический
редактор Photoshop. По идее, он делает возможным все, в нем можно
воплощать любые творческие идеи, но почему-то все делают похожие вещи.
То, что сделано в фотошопе, выглядит так узнаваемо! С музыкой то же
самое. Есть уйма программ, которые теоретически развязывают вам руки,
но это не так, в принципе все заканчивается использованием некоторых
удобных техник.
— Так.
Джонни: …а значит, вся компьютерная музыка довольно-таки
одинаковая.
— Всевозможные плагины…
Джонни: Именно. Плагины, секвенсоры, и даже готовые
шаблоны и наборы, которые организовывают вашу работу… Я на самом деле…
как бы отодвинулся / спустился на одну ступеньку вниз и начал сам
все это программировать. Как когда-то в детстве: это было моим серьезным
хобби, я был одним из тех чудаковатых типов с первым домашним компьютером,
The Sinclairs, мне тогда было одиннадцать.
— ZХ Spectrum, у меня был такой.
Джонни: У меня был такой же!
— Команды как в БЕЙСИКЕ...
Джонни: Именно, как в БЕЙСИКе, мне нравилось прописывать
разные машинные коды и все такое. А потом я почувствовал, что компьютеры
теряют для меня значение, что они уже не используются так, как было
изначально задумано. А теперь эти плагины… я в курсе, что они есть,
но вместо того чтобы их использовать, я пишу сам… сам создаю программное
обеспечение. Понимаете, звук кодируется в компьютере в виде цифр,
это тоже своеобразная программа, и это как раз мне нравится. Благодаря
этому вы можете в чистом виде решать вопросы — что есть звук, что
есть музыка, и что именно вы хотели бы получить. Вам больше не надо
использовать чьи-то идеи о том, какой должна быть реверберация или
секвенция, в каком размере она должна быть, в общем, в любом вопросе
вы более свободны.
— Вы довольно тесно общаетесь с фэнами, и похоже, сейчас
они согласны следовать за вами в любом направлении. Так ли? Или все
не так просто?
Не думаю, что все так просто, нет. Предполагаю,
они доверяют нам в определенной мере. То есть, нам повезло: мы можем
выпустить альбом и рассчитывать на то, что большое количество людей
прослушает его очень внимательно, больше одного раза, прежде чем сформируют
о нем свое мнение. И в этом плане мы самая счастливая группа. И я
искренне так считаю, это удивительно, потому что означает, что мы
можем выложиться по полной. Мы не переживаем о радиоэфирах, о моментальной
заинтересованности новой аудитории, мы знаем, они слушают музыку так
же, как и мы. (Ну, мы потихоньку начинаем в это верить). Ведь им нравятся
на наших альбомах те же штучки, которые и нам тоже очень нравятся!
И это чудесно, если смотреть на ситуацию именно так.
— А нет ли у вас в данный момент такого чувства, что
вам, как группе, нечего терять?
Я думаю, что есть. В этой паузе перед релизом,
когда альбом уже доделан, нельзя не начать прикидывать, как его встретят...
и всегда обязательно сравнивают с прошлым альбомом, мол, новый как-то
не вставляет. Ты теряешь рациональность… начинаешь обо всем беспокоиться.
Понимаете, если все скажут, что это фуфло, и проигнорируют концерты,—
будет горько. Не так легко признаться… вернее, как раз легче всего
сказать: «Мы создаем музыку исключительно для себя, и не думаем о
других»,— но как это ни странно, мы правда задумываемся о других людях.
Да, конечно нужна определенная степень разборчивости, чтобы стоя перед
толпой сказать самому себе, что правы не они, а ты. Когда люди говорят,
что мы должны создавать музыку как в 1992 году или что нам стоит…
знаете, не так легко это сделать, потому что они любят то, что ты
уже создал, но в то же время каким-то образом остановились в своем
развитии. Таким образом, с одной стороны есть ты и множество людей,
которые неправы, а с другой стороны надо верить в то, что люди будут
все также восхищены и продолжат идти за нами, и за тем, что мы делаем.
Это реалии, и как видите довольно запутанные. Группы сегодня склонны
повторять ложь, одну или другую; одни говорят: «Мы не гадаем, что
нужно нашей аудитории, мы просто занимаемся искусством». Другие говорят:
«Мы постоянно думаем о вас, поэтому мы делаем…» и далее
по тексту. Видимо, истина где-то посредине.
* играет 'sit down stand up' *
— Ты написал саундтрек к фильму ‘Bodysong’, расскажи
о нем пару слов.
Да. Это фильм созданный из фрагментов — кусочков
фильмов, документального видео, которые собирал по разным кинохранилищам
и монтировал вместе режиссер Саймон Паммел. В нем нет сюжета или истории,
только картинки и музыка. Это семьдесят минут музыки и картинок: одни
взяты из 1920-х годов, другие из научных фильмов 60-х, третьи из отчетов
антропологических исследований 40-х, или вообще что-то сегодняшнее.
Это… такая большая солянка.
— В нем есть ведущая тема?
Смутно, что-то связанное с телом, по-моему, с рождением
и сексом, смертью и работой, что-то в таком роде.
— Ты работал над ним в одиночку?
Да… мне присылали образы, к которым я старался
подобрать музыку. И наоборот. Мне кажется, что режиссер создал некоторые
образы под влиянием написанной мной музыки. Мы на два дня ангажировали
джаз-бэнд, а потом записывали струнный оркестр, несколько гитар, ритм-машин,
и знаете, все это… в общем, довольно непросто. На протяжении семидесяти
минут очень легко надоесть слушателю по двум причинам: станет скучно,
когда ты постоянно повторяешься, или станет скучно, если музыка постоянно
меняется и не за что ухватиться. Борьба с этими крайностями может
быть весьма выматывающей; нужен некий баланс: ты сначала из кожи вон
лезешь, чтобы сочинить немного джаза, а потом сползаешь в классику…
— Так насчет основной темы… она все-таки есть?
В некотором роде, да. Некое подобие тем, в рамках
очень разных музыкальных стилей.
— Как ты себе представляешь жизнь без группы?
О, вне группы, ну уж нет! Знаете, когда у меня
появляется свободное время, я сразу начинаю прикидывать, каким будет
следующий альбом, какие ходы стоит попробовать, из каких песен мы
его будем собирать, что у нас в работе, и так далее — а других мыслей
и нет. У меня узкая дорожка, вся энергия сюда уходит. Знаете, я начинаю
семейную жизнь, но довольно туманно себе все это представляю. А еще
у меня есть ужасная собака, и ее надо выгуливать.
— Ха-ха.
Но с другой стороны, нам очень повезло: мы все
живем в Оксфорде, все помешаны на музыке, ну и… у многих групп к пятому-шестому
альбому песни становятся слишком длинными, либо слишком предсказуемыми,
или кому-то в группе музыкальный промысел слегка надоедает, и он переключается
на что-то другое. А нам повезло: мы до сих пор повернуты на музыке
и том, что мы делаем, нам уютно в этом пространстве. Это прекрасное
сочетание сосредоточенности с уверенностью и непринужденностью. Будто
чувствуешь себя в идеальной форме. Хорошее чувство. Я в группе с 14
лет, где-то так, ничем другим не занимался, и в принципе, не назвал
бы все это непосильным трудом — но, глядя на эти руки, хочется сказать:
«Неслабо поработали». И мне это нравится!
* крутится клип 2+2=5 *
А вот наша новая песня: это первое, что было записано
в новой студии. Напоминает мне тот первый день: как мы подключаем
гитары и начинаем наш двухнедельный марафон, делая по песне в день.
Это именно та энергетика… в смысле, когда мы записывали эту песню
впервые, энергии, которой мы насытились, хватило нам до конца года.
В том смысле, что она завела нас до конца недели, а потом и на следующую,
давая старт какому-то постоянному движению. Частично поэтому она и
открывает альбом. Она проведет вас до конца и насытит той энергией,
которая у нас есть, которая была у нас, когда мы его делали.
— Значит, звук подключения гитар нам стоит воспринимать
очень даже буквально?
Конечно, это не преувеличение, все по-настоящему.
И голос Тома: «Хорошее начало». Именно так мы и начали. Знаете, иногда
подобные вещи раздражают: разные звуки перед началом песни, но для
нас это была атмосфера студии. Ты чувствуешь, как все счастливы, и
с нетерпением ждешь начала. Вот так круто это было.
~