q&a джонни о 'норвежском лесе'
// Rolling stone (Italy), ноябрь 2010
:: итальянский
оригинал
:: русская версия (c) оле
лукойе
____________________
— Вашей новой работой стала звуковая дорожка к фильму Тран Ан Хука [Tran Anh Hung] 'Норвежский лес', по бестселлеру
Харуки Мураками. Правда ли, что вы совмещали написание этого саундтрека
с работой над новой пластинкой Radiohead?
Да, и я обожаю этот процесс. Во время работы с
группой я выкраивал время на то, чтобы написать музыку к фильму.
— Работа над песнями и работа над саундтреком — это одно и то же?
Не совсем. Точнее, это разные вещи. В отличие от песен, в кино
есть картинка (образы, персонажи), от которых необходимо отталкиваться,
когда пишешь музыку.
— А когда вы сочиняете музыку для Radiohead, вы задумываетесь об образах?
Абсолютно нет, в группе всё происходит иначе.
— Вы использовали какую-нибудь систему при работе над музыкой к 'Норвежскому лесу'?
Да, будто собираешь целое из мелких деталей. Часть музыки стала
откликом на очень яркие запомнившиеся образы из книги, другую часть
мы продумали совместно с режиссёром, остальное — после просмотра с
Тран Ан Хуком кадров из фильма. Он иногда останавливал просмотр
и говорил: «Опиши музыкой выражение лица Мидори в данный момент!».
сначала я писал партию клавишных, потом гитару, и уже потом доделывал
всё на компьютере. Работа заняла много месяцев.
— Как бы вы описали фильм?
Красивая история о несчастных детях, которые не могут стать взрослыми.
пожалуй, так, ведь и режиссёр от меня добивался музыки, описывающей
состояние смятения и неопределённости.
— Каким образом в саундтреке появились немцы CAN? B книге полно рок-цитат, но именно эта группа нигде не упоминается.
А, действительно. Поскольку музыку к фильму писал я, то я настоял
на участии CAN по двум причинам: многое из того, что мы представляем
как рок 60-х годов — это по сути звук группы CAN. В фильме я использовал
отрывки 'don't turn the light on, leave me alone' и 'she
brings the rain'. Ну и ещё мне нравится тот факт, что у CAN японский
вокалист.
— А CAN повлияли на музыку Radiohead?*
Мы выросли на музыке CAN!
— В чём прелесть работы в кино?
Возможность экспериментировать. Для одной-двух минут фильма можно
написать очень многое. Мини-симфонии. Возможность работать с оркестром.
Иногда чувствую, что получается гораздо пронзительнее, когда я пишу
музыку, отталкиваясь от заданных образов.
— А есть что-нибудь общее между двумя режиссёрами, с которыми вы
работали, Полом Томасом Андерсоном ('there will be blood', в русском прокате — 'нефть!') и Тран Ан Хуком?
Они оба полны энтузиазма, молоды, энергичны, влюблены в своё дело.
Они сильные личности, но при этом очень добрые люди.
— Споры с режиссёрами были?
Почти никогда. Я стараюсь настроиться на тот результат, которого
они от меня ждут.
— На венецианском кинофестивале также был представлен фильм 'Incendies',
в котором звучит 'you and whose army?'. Как вы относитесь
к фильмам, в которых использованы ваши песни?
Да никак. Нашу музыку используют очень редко, поэтому мы мало обращаем
на это внимание.
А ведь Тран Ан Хук использовал 'creep' в фильме 'Cyclo'?
Точно! Значит, наверное, наша совместная работа была предопределена.
— Что ж, теперь работа для кино — осознанный выбор?
Нет, всё случайно! Предлагали участвовать в двух других фильмах,
но я отказался, потому что не было ни времени, ни желания.
— Как повлияла песня 'norwegian wood', давшая название роману?
Какая это песня! Мелодия. Структура. В ней есть всё. Она невероятно
важна в сцене, где Рейко исполняет её для Ватанабэ и Наоко. И ведь
трудно истолковать её иначе, особенно если знаешь, что Леннон написал
её как описание случая из своей жизни.
— Как вы думаете, как будет развиваться музыка?
Я не знаю. Но уверен, что пройдёт несколько лет, и всё изменится,
13-летний мальчик включит какой-нибудь диск 90-х и спросит, 'что
это?!'
— Пара слов про ваш новый альбом?
Мы заканчиваем, а после релиза устроим большой тур.
— Вы будете распространять его обычным способом или придумаете какую-нибудь
особую схему продажи?
А мы пока не знаем. Во времена 'In rainbows' схема 'плати, сколько
хочешь' казалась нам оптимальной. Это был очень любопытный опыт.
— Каким будет новый альбом?
Будет 10 композиций, может быть, чуть больше. Я в группе как ленивый
капризный ребёнок, которого не особо допускают до важных вопросов.
— Каким вы видите своё будущее?
Я очень доволен тем, что могу работать над саундреками к фильмам
и вместе с этим писать для Radiohead. Но сольный альбом вряд ли буду
выпускать. Это не значит, что я хочу спрятаться, боюсь быть в центре
внимания... а хотя... может, и так!
.