газето-альбом от стенли донвуда
закидывала удочку: Eliza Williams
// creative review (UK), 27 april 2011
:: english
original
:: русская версия (с) qwerrie
____________________
Сегодня Стенли Донвуд рассказал нам о своей последней работе — оформлении нового альбома
Radiohead, The King of Limbs. Делюксовое издание упаковано в пластиковую коробку, на которой
нет ничего, кроме названия альбома. Внутри две 10-дюймовых пластинки на прозрачном виниле, CD c альбомом,
лист рыхлой промокательной бумаги с картинками и отрывной перфорацией, ну и газета наподобие толстого
воскресного выпуска, набитая словами и картинками Донвуда.
Газета отпечатана в Штатах: у нее странный для нас, но стандартный для американских
газет формат, при сгибе дающий примерный формат пластинки. Отправной точкой для работы стало желание
повернуться задом к хитрой упаковке, придуманной для предыдущего альбома. «Огромный, солидный картонный
короб In Rainbows был как кирпич, при желании таким и убить можно, такой тяжелый. Солидное заявление,
настоящий ультиматум».
Наоборот, King of Limbs Донвуд и группа захотели сделать полегче. «Мир не
останавливается, когда выходит газета,— продолжает он.— Это только новости за один день. Альбом выходит
в свет в тот же день, это как рассказ, где группа на данный момент... такая история с продолжением».
Газету предварил выпуск другой газеты — The Universal Sigh, раздававшейся
бесплатно по всему миру в один день. Газета для The King of Limbs — и толще, и разнообразнее,
чем The Universal Sigh; впрочем, кое-какой текст и картинки повторяются. Раздача газеты была
придумана после того, как Стенли оказался свидетелем давки за бесплатной газетой в Лондонском метро.
«Самый масштабный из всех моих арт-проектов,— признает он.— Пришлось убеждать кучу людей, что идея стоящая,
а потом поддерживать и подталкивать, чтобы довести благополучно до конца. Все произошло примерно за 24
часа в 60 разных городах по всему свету».
«Природа газеты с очевидностью одноразовая: купил—прочел—выбросил,— продолжает он,
и похоже, данный факт весьма его радует.— Любая газета как правило на 30% состоит из переработанных газет...
В отличие от какого-нибудь ай-пада или Kindle (амазоновская электронная читалка — прим. перев.),
данный вид изделий перерабатывается очень, очень быстро — кончая, например, свои дни на каком-нибудь
бережку, в единении с природой. Что для меня, в первую очередь, это означает, что оно безвредно. Ну и
мне нравится газета вообще, этот милый пережиток... то, что газета сделала, чтобы изменить общество —
от классовой, почти что феодальной системы до сегодняшнего дня, когда информация стала для людей и дешева,
и доступна».
Донвуд отдает себе отчет, что фэны этакую концептуально эфемерную природу делюкса
проигнорируют и будут сдувать с него пылинки. Мысль, что его будут холить и лелеять, ему тоже вполне
симпатична. Донвуд рассказывает, что его воображению помогла находка на пороге у Колина Гринвуда коробки,
набитой журналами Oz и другими левыми изданиями 60-х годов. «У них дешевое качество печати,
все сделано на скорую руку,— говорит Стенли о находке.— Обтрепанные уголки... можно сказать, процесс
деградации уже начался. Нужно перелистывать очень аккуратно... Этот архив существует в единственном экземпляре,
он не оцифрован, его нет в интернете. Поэтому все эти листовки, газетные листки, фэнзины приобретают
некую ценность — именно потому что они гниют и распадаются, иначе о ценнике речи бы не шло. Любопытно
почитать то, что в свое время занимало умы, а сегодня позабыто».
Отсылку к 60-м годам продолжает лист с картинками на промокательной бумаге, чертовски
сильно напоминающей большой блок марок... тех которые с кислотой, ага. «Боюсь возбуждать в вас подобные
ассоциации,— застенчиво произносит Стенли, развивая мысль как кто-нибудь превращает невинный лист бумаги
в наркотик.— Не то чтобы я предлагал такое сделать, это ведь противозаконно. Но кто-нибудь мог бы, чисто
теоретически. Насколько мне известно, такой маркетинговый ход еще никто не использовал».
Скромный характер оформления альбома почти бросается в глаза, особенно на фоне появившейся
в последнее время моды тщательно вылизывать упаковку дисков, в особенности всякие переиздания. «Почти
как с Библией Короля Якова получается,— говорит Донвуд о дисках.— Упаковка придает музыке статус чего-то
крайне духовного, почти что святого... в общем того, чем она не является. От такого мне хочется поскорее
отвернуться. Ведь музыка — просто то, что ты слышишь, то что у тебя в голове. Раньше просто записывали
музыку, не придавая упаковке слишком большого внимания, но теперь это не так, то что находится за упаковкой
даже не обязательно должно оказаться музыкой. You could just make a whole bunch
of art, and if you buy the music, you might want to buy the art».
Донвуд не скрывает неприязни к компакт-дискам и их оформлению; в случае с упаковкой
The King of Limbs, сам CD оформлен просто из рук вон, особенно на фоне остального содержания
бокса. «Чем хуже получилось бы сделать, тем было лучше,— говорит он.— А сделать хуже оказалось не
так просто. Первой идеей было to put 'X Format' on it and nothing else.
Не люблю компакт-диски — как раз с тех пор, как занимаюсь оформлением их обложек». Другое дело, винил.
Обложки пластинок украшают фрагменты живописных работ Донвуда, которые он рисовал, пока группа записывала
альбом.
«Газетную часть» Стенли делал совместно с одним
из участников группы, легко предположить, что это был Том. Для дизайна
были использованы шрифты американских газет периода Великой Депрессии
30-х годов. (Шрифты оцифровал Эндрю Леман из американского Общества
памяти Г.Ф.Лавкрафта (Lovecraft Historical Society of America). «Так
что все шрифты аутентичные, времен американской депрессии, той самой
всеобщей депрессии, с которой сравнивают наш текущий кризис, или кризис
который вот-вот с нами случится, или кризис который мы пережили, в
общем какой-то из них,— говорит Донвуд.— Мне хотелось, чтобы ее облик
выглядел старомодно и винтажно, нежели современно-графично и минималистично».