грант джи: «radiohead —
в своем роде панки»
интервью брал егор галенко
// open space, май 2012
____________________
ссылка на OpenSpace висела у меня в новостях полгода, пока не оказалось что она тухлая.
сайтец свою они заточили до веб-шесть-ноль, не иначе: ах-какой-интерактивный! сам в руки прыгает. а контент
при этом засунули xyуй знает куда. заодно и поиск по сайту (!) выпилили. в общем, сами напросились: ссылку
убиваю, материал (на мой взгляд, очень хороший!) размещаю здесь, чтобы был доступен.
~ ~ ~
фильм пятнадцатилетней давности о Radiohead, которые на тот момент выпустили альбом
«OK Computer» и стали главной британской рок-группой. Что чувствовали Том Йорк и его товарищи в этот
момент и почему с тех пор о них не было снято ни одного фильма, OPENSPACE.RU рассказывает режиссер Грант
Джи, снявший отменную документальную картину про Joy Division и только что вышедший «Patience
(After Sebald)» о В.Г. Зебальде.
— Как вы решили делать фильм? Кто озвучил предложение — вы или группа? И почему в
итоге фильм получился достаточно необычным — сразу понятно, что от первоначальной идеи, какой бы она
ни была, не осталось и следа?
— На самом деле фильм хотел делать рекорд-лейбл. Я должен был провести дня три, ну,
максимум — четыре, с Radiohead в туре. Снять триумфальные выступления. И снять, как представители лейбла
вручают им диски. Снять премии. Ну, всякое такое. Я сразу согласился.
Но потом я доснимал и доснимал, в итоге получилось, что проехал с Radiohead не все,
конечно, концерты в поддержку OK Computer, но предостаточно, чтобы так же, как и они, полностью
вымотаться. Уже на середине съемок я чувствовал себя убитым переездами, переговорами и прочим. Разве
что алкоголь помогал. Кроме всего прочего, группа закрывалась от меня. Поначалу они воспринимали меня
как человека, который обслуживает интересы британского шоу-бизнеса, а потом — им было уже ни до чего.
Они максимально ограничивали свое общение, потому что их и так доставали со всех сторон. Radiohead оставили
меня одного с моим фильмом, единственное пожелание от группы, которое я помню: «Давай мы не будем выглядеть
идиотами».
— То есть Тому Йорку фильм не нравится? Ну, судя по тому, что про Radiohead больше фильмов
нет. Что группа в итоге-то сказала?
— Откровенно говоря, не знаю. Мы ни разу не смотрели фильм вместе с ними, и я не читал
их отзывов. В туре они практически на все соглашались, без возражений, но и без воодушевления. Это же
видно в фильме?
Я знаю, что фильм на ура восприняли поклонники группы и до сих пор воспринимают, раз
он через 15 лет показывается в России на фестивале. Выросло новое поколение фанатов Radiohead, надеюсь,
оно не повторит ошибок предыдущего и поменьше будет доставать Тома Йорка. С другой стороны, когда я потом
читал отзывы в интернете, то понял, что фильм слишком непонятный. Люди часто не понимают, что происходит
в кадре. Есть, скажем, эпизод, когда Йорка не пускают на вечеринку в честь Radiohead, — ну, во всяком
случае, мы думали, что там происходит эта вечеринка — Том уходит, а охранник ему вслед кричит «Ну, напиши
песенку об этом! “Радиохед”! Крииип! Мудак!» Так вот, благодаря фэнам группы в интернете я знаю как минимум
три трактовки этой истории.
— «Meeting People Is Easy» — действительно местами не очень ясный фильм, но это ж и не
важно. Я когда в первый раз его смотрел, то с самого начала казалось, что он — не похож, но — может
стоять в одном ряду с видео Билла Виолы или Мэтью Барни.
— Да, я и узнал Radiohead с визуальной стороны прежде всего. Мне очень нравится вся
оформительская работа — от обложек дисков до постеров и веб-сайтов. Первое, что меня зацепило в Radiohead
— гениальное видео 'just'. Там и замечательная история про лежащих людей. И сама рок-группа, играющая
в номере отеля — я увидел тогда пластику Тома Йорка и почувствовал его энергетику — совершенно сумасшедшую
и панковскую. После 'just' стало ясно, что Radiohead — не просто очередная брит-роковая группа. Вы говорите,
что 'Meeting People Is Easy' — это необычный фильм, но штука в том, что и снят он про очень необычную
группу. Они в своем роде панки.
— Потому что отказывались от ролевой модели селебрити, становясь все более популярными?
— Да — это одна из ключевых идей Йорка. Он и во времена The Bends подозревал,
что быть знаменитым — паршиво. 1997—98 — это момент, когда они получили все, о чем может мечтать рок-группа,
и все, что они ненавидели. Они прошли через тур OK Computer с психологическими потерями
и, как я говорил, закрылись. В фильме есть несколько песен, которые они пишут на ходу [речь прежде всего
о 'how to disappear completely?', 'life in a glass house' и 'nude' -- прим.] — но на тот момент
не то что я, но и сама группа не могла предположить в каких аранжировках эти песни выйдут через несколько
лет.
Честно говоря, масштаб фигуры Тома Йорка мне стал понятен позже съемок — где-то уже
в период Kid A и Amnesiac. Скажем, с Иэном Кертисом [Грант делал документальный
фильм o Joy Division в 2006 году. — OS] было все ясно: это важнейшая фигура для английской музыки
последних тридцати лет. И в остальном мире Joy Division стали иконой в начале 2000-х. А тут — ну да,
Radiohead — номер один во всех топах. Но с другой стороны, в следующем году номером один будет кто-то
другой.
— Тем не менее, вы в фильме верно отразили все йорковские идеи — во всяком случае
те, что касаются мира шоубиза; пожалуй, и не нужно никакого нового фильма про Radiohead в этом смысле.
— Ну, если вообразить, что мне предложат делать
новый документальный фильм про группу — я первым делом спрошу: «А вам-то
это зачем?» Скорее всего, я откажусь.
— Еще один вопрос — про 'no surprises'. В фильме показаны неудачные дубли из этого клипа,
который вы снимали. Там видно, как Йорку хреново в этом скафандре, как он бесится и кричит «Фак-фак-фааак!»
Каково вам, на пару с рекорд-индустрией, было его мучить? Radiohead же в итоге без особого пиетета отзывались
о своих видео, назвав кассету с ранними клипами «Семь телевизионных реклам».
— Ну, 'no surprises' как раз нравится Тому Йорку, насколько мне известно. И на уровне
первоначальной идеи, и исполнением. Но в общем да — клипами я уже не очень занимаюсь. Если честно, то
съемка видео для меня всегда была работой-за-деньги. Большинство этих работ плохи. Пожалуй, 'no surprises'
и еще работа для Sparklehorse — вот и все, чем я мог бы гордиться.