<<  p r e s s

 

всё, что вы хотели спросить:
джонни гринвуд отвечает на вопросы фэнов

// uncut, октябрь 2012

::  оригинал
::  русская версия © qwerrie
::  другой ок перевод © саша веселкова
     (кстати, непонятно, почему это не он здесь висит..)

Фэны прислали нам кучу вопросов для Джонни Гринвуда, вопросы обо всем — начиная с праздного интереса, как поживают цыплята, которых разводит гитарист, до уточнений какие эффект-педали использованы на ранних би-сайдах Radiohead. Мы собирались обсудить его последнюю звуковую дорожку к фильму П.Т.Андерсона 'The Master', но Гринвуд с удовольствием предался воспоминаниям о своей юности, когда он играл на скрипке в Thames Vale Youth Orchestra, рассказал в какие компьютерные игры играет, прояснил текущий статус неизданных песен. «У нас довольно много песен, зависших на долгие годы. Можно сказать, уже традиция»,— объясняет он. Но перейдем к вопросам.

Музыка к кинофильмам: как ты попал в этот бизнес? Насколько это другая история, по сравнению с сочинением поп-песен? Легко догадаться, что я завидую твоему новому призванию... (Мэтт Бэллами, MUSE)

Ну, это просто другой способ совместной работы — представь себя в одной группе с режиссером, а на месте ударника и басиста — куча картинок и историй. Весело! Никакой ревности или конкуренции. Правда, нам виден только приятный аспект работы. Композиторы, которые зарабатывают этим свой хлеб, не слишком обласканы вниманием. Легко заметить по титрам, где всех ранжируют по важности: композиторы там оказываются после гримеров... им негде развернуться, у них нет особой свободы для экспериментов. Мне вот только предложили работу над фильмом люди, от которых ушел их штатный композитор — полагаю, это нередкое явление. Я сам был к этому близок, когда работал над фильмом 'The Master'. Я раз за разом добавлял приджазованную флейту, на что Пол неизменно присылал мне фотографии Ron Burgundy (комический персонаж из фильма 'Anchorman' (2004)).

Kак началось твое сотрудничество с П.Т.Андерсоном? Что тебе нравится в его фильмах? (Шeйн Рубано, Ithaca, US)

Началось с того, что ему попались записи моих работ для оркестра — концертные бутлеги, записанные фэнов. И он примерил их к парочке предварительных сцен 'There Will Be Blood'. После чего обратился ко мне с просьбой написать еще. Он неравнодушен к музыке настолько, что специально приехал в студию Эбби-роуд на запись струнных — и у каждого из нас просто мурашки и кайф, что целый оркестр под твоим началом.

С какой гитары ты начинал, и какую песню научился играть первой? (Nicolas Gauna, Buenos Aires)

Свою первую гитару — акустический Fender — я нашел в колонке «Продам» в одном оксфордском журнале, когда мне было 14 лет. Она стоила мне 40 фунтов. В 16 лет мне досталась электрогитара моего преподавателя. Первая осталась у меня до сих пор, а вторую украли в Лидсе в первом же нашем турне (кажется, на концерте в the Duchess of York... это был Телекастер кремового цвета, если кто-нибудь видел, дайте знать). Не припоминаю, чтобы я много сидел, снимая чужие песни — ну, разве что 'psycho killer' Talking Heads. В нашей школе был небольшой гитарный кабинет, там всю дорогу парни играли друг другу песни U2 — мне даже не пришлось покупать их записей.

Почему до сих пор не издан саундтрек к фильму 'We Need to Talk about Kevin'? Дождемся ли мы его когда-нибудь? (Laura Taylor, Penge)

Ну, во-первых, он недостаточно длинный. Там было несколько интересных [pretty steel-strung] пассажей на арфе, разбавленных материалом на скорую руку (то, что я записал с радио LW и слегка доработал на лэптопе…) Для фильма сгодилось, но само по себе не Сокровенный Ковчег.

Ты пишешь рок-песни так же, как современные классические аранжировки, типа 'There Will Be Blood'? (Stephen Malkmus, Pavement)

Я совершенно лишен вокальных данных и не способен написать песню — ну, если не считать песней несколько гитарных аккордов. Что до классического материала, в данный момент мне доставляет массу удовольствия работать на бумаге — в чем-то это сродни аналоговой фотографии: та же длинная пауза между идеей и зримым результатом. Недели работы превращаются в один вечер-выступление, и там ты впервые узнаешь, как это вообще звучит.

Как поживают твои цыплята?  (Matthew Windham, Missoula, Montana)

Спасибо за вопрос — благополучно. У нас чудесные несушки, очень вкусные яйца. Не хотите полдюжины? Каждые пару лет к нам наведываются лисы, и тогда случаются кровавые сцены и много похоронных работ. Лисы забирают одну-две тушки, а остальных просто душат.

4 песни, дебютировавшие в турне-2012, великолепны! Расскажи пожалуйста, какие виды у Radiohead на неизданные треки: 'the present tense', 'burn the witch', 'open the floodgates', 'big boots'? (Nicolas Ormbrek, via email)

Ну, у нас давние традиции записывать песни годами, ходить вокруг да около. 'Nude', к примеру, такая же старая песня, как и 'the Daily Mail'. Бывает, мы репетируем и ловим ощущение, что попали в яблочко — тогда мы ее записываем. Но чаще, мы остаемся недовольны. Надеюсь, некоторые из них уже на подходе — в особенности, 'burn the witch' и 'present tense'; осталось немного довести до ума аранжировку, и получатся отличные песни.

Твои любимые компьютерные игры, на данный момент?
(Kaspar Oja, Estonia)

Я тут среди друзей, надеюсь? Пока мы в турне, я ограничен тем, что идет на моем маке — не самая лучшая платформа для игр (кто сам играет, тот в курсе). В середине американского турне я прошел Portal 2 — они отлично сочетались, все эти спортивные арены в точности как тестовые камеры в Портале: темные коридоры, гигантские бетонные коробки без окон. Было забавно возвращаться из Портала обратно в реальность. Игра кстати весьма достойная! Я перестал играть в активные игрушки [FPS], там недостаточно интересно исследовать мир — обе части Портала в этом смысле как раз то, что надо. Что еще? Хорошая игра Limbo. Неплохо сделана Ski Safari. Plants vs Zombies. Еще я начал по-новой проходить Braid… мне нравится идея играться с растяжением времени — голова кругом идет!

Какие еще необычные инструменты тебе нравятся, не считая Волн Мартено? (Amy Brown, via email)

Я давно заметил, что многие группы занимаются собирательством оборудования — попросту, прокрастинируют, вместо того чтобы писать песни и сочинять музыку. Чего стоят одни бесконечные обсуждения старых синтезаторов! люди смотрят только на саунд, их не интересуют инструменты как таковые и все их возможности; так что я запретил себе смотреть на новые инструменты, а совершенствую игру на Волнах Мартено. Увы, я уделяю этому гораздо меньше времени, чем следует.

Твоя реакция на решение вычеркнуть 'Hефть' из номинантов Оскара за использование 'неоригинальных' (твоих же старых) произведений? (Allen Gallagher, Paisley)

Вообще говоря, сама работа была лучшим подарком; тот день, когда мы в Лондоне записывали струнные... ничто с этим не сравнится. И во всяком случае, у меня остается Kermode Award, которой я весьма горжусь. Пусть даже она выглядит так, словно ее лепил семилетний малыш… а потом еще украсил золотыми блестками.

В одном недавнем интервью ты назвал гитару 'старомодной'. Что ты имел в виду? Ведь классические оркестры и Волны Мартено, в  техническом смысле, еще более старая технология?.. (Paul Miano, Portsmouth, VA)

Ага, это противоречие не выходит у меня из головы. В основном получается или — или: ты отбрасываешь и те, и другие как устаревшие, или наоборот ставишь на одну полку. Я выбираю второе. Я к тому, что гитарных групп вокруг сколько угодно, это вариант по умолчанию… а джаз-бандов, играющих, например, диксиленд — поискать. Гляньте на старые обложки Melody Maker за 20-е, 60-е годы и что мы видим сейчас в NME: банджо, гитары-гитары... и снова гитары. Может, конечно, дело в том, что гитара+ударные в спальне это то, с чего начинаются все группы... а главное, кайфовый результат гарантирован! И волны Мартено (с радостью это признаю) дают не намного больше. Но я не собираюсь от него отказываться. Caribou большие молодцы, они отличная группа — так что можно делать отличные новые вещицы с людьми, которые with people hitting things.

Приложим ли юмор к музыке? (Адам Бакстон)

Забавно получить такой вопрос, после вопроса от Малкмуса. Тексты его песен показывают, что очень даже приложим! И это как раз то немногое, что я могу процитировать навскидку: «...отшей меня в фойе отеля, под взглядами посыльных-боев и улыбчивого швейцара» (tell me off in the hotel lobby, right in front of all the bell-boys, and the over-friendly concierge) — то, как это спето, фразировка, мелодия… все совершенно.

Расскажи о том, как ты играл на скрипке в юношеском оркестре Thames Vale — и кстати, когда ты играл на ней в последний раз? Nick Claiden (Whitby, New York , US)

Это было мое первое знакомство с настоящим оркестром, это особые воспоминания. Мы репетировали в школе Larkmead в Абингдоне. Я помню, что был здорово впечатлен, попав в комнату, полную играющих в унисон скрипок (это здорово отличалось от обычного школьного оркестра, хехе). Но, знаете, я быстро положил конец этой идилии, сидя в заднем ряду со своей скрипкой. Вообще, я удачно вписался. Помогло то, что я играл на скрипке — не самый популярный инструмент в школьном оркестре. Мы играли много Сибелиуса, я до сих пор иногда его слушаю… концерт для скрипки — хороший способ познакомить ребенка с классической музыкой. Когда мы подписали контракт и стали ездить в туры, оркестр пришлось бросить.

Сколько у тебя педалей и какие самые любимые?
(Antoine Charie, Lyons)

Семь, или может восемь? Мне нравятся те, которые дают простые эффекты, но делают это хорошо: меняют высоту тона, или растягивают звук. Меня не особо интересуют всякие искажения [in the fiddly stuff…] и тому подобное. Во время записи HTTT у меня был период, когда я использовал только чистые гитарные звуки, без эффектов [it was a bit self-defeating and hair-shirty], мне хотелось посмотреть, на что я способен без них.

Пендерецкий для тебя важнее, чем Штокхаузен или Кейдж. Как так? (Jared Nagle, San Francisco)

Ну... в случае с Пендерецким замечательно то, что он прошел школу электронной музыки 60-х — и применил полученные знания к живому оркестру, получая звуки и текстуры более странные, чем кто бы то ни было с синтезаторами. Его абстрактные произведения в исполнении оркестра — это нечто! вы никогда не услышите ничего подобного из пары колонок. Попробуйте сходить на его концерт. Первая симфония — отличный выбор для начала.


<<<   radiohead.presse     <<<   main