<<  p r e s s


Стенли Донвуд дал
эксклюзивное интервью
интервью брала Матильда Беттерсби
// independent.co.uk, 24 марта 2015
::  оригинал
::  русская версия (c) оле лукойе

____________________

Стенли Донвуд, 'шестая голова' RADIOHEAD, рассказывает о том, как фаер-шоу свело всех их вместе, как благодаря глотанию огня он подружился с RADIOHEAD и по каким причинам решил направить свой талант на оформление книг Джеймса Грема Балларда. Минуло 20 лет и 7 пластинок c тех пор, как Стенли придумал страдающее от удушья манекеноподобное лицо для конверта The Bends. Стенли по-прежнему тесно сотрудничает с группой, иллюстрируя альбомы, афиши и все остальное.

«Как же так получилось, что я начал сотрудничать с RADIOHEAD? Ахаха. Я уж столько наврал по этому поводу, что теперь это действительно тайна, покрытая мраком»,— говорит он в эксклюзивном интервью для the Independent. Рассказываемая история звучит невероятно, но Донвуд, никогда даже и не помышлявший, что когда-нибудь станет оформлять альбомы, Донвуд, производящий впечатление человека, смущённого тем положением в обществе, которого сумел достигнуть, настаивает, что, ко всеобщей радости, истина наконец-таки восторжествовала.

Итак, покинув небольшой родной городок в Эссексе, после окончания Эксетера наш герой в компании с другом целый год катались автостопом по стране. Абсолютно нищие, они зарабатывали деньги уличными концертами и жили где придётся, по знакомым. «Мы аскали, мы придумали целое фаер-шоу: набирали полный рот керосина и плевались огнём,— откровенничает он.— Необычайно лёгкое занятие, правда, я не советовал бы вам делать подобное из-за риска получить в перспективе серьёзные проблемы со здоровьем. Но всё-таки это реальный способ заставить людей кидать монетки вам в шляпу».

Этим-то Донвуд и занимался в Оксфорде в тот день, когда вдруг приметил афишу On a Friday, выступавших в Jerico Tavern. «Я сказал: ух ты! я знаком с их вокалистом! вдруг они нас впишут, так мы заодно и на концерт сходим! — вспоминает Донвуд.— Мы провели небольшие переговоры, после которых были немедленно включены в программу выступления в качестве группы поддержки, в статусе выдувателей огня. У нас и в самом деле был зрелищный трюк, его смысл сводился к тому, чтобы воспроизвести нечто, похожее на атомное грибовидное облако, для чего мы вдвоём одновременно выдували полный рот керосина в одно пламя. Выглядело потрясающе».

Только вот владелец Jerico Tavern почему-то вовсе не стремился, чтобы в комплекте с RADIOHEAD шла пара бродяг, дышащих огнём. «Хозяин заведения долго рассуждал на тему здоровья и безопасности. Мы заверили его, что керосин совсем не пожароопасен, и что всё будет хорошо, но в итоге выступать нам так и не разрешили,— говорит он.— Собственно, примерно так у меня все и началось с Radiohead. Конечно же, с Томом мы были знакомы ещё со времён колледжа. Но остальным участникам группы я был представлен как нашкодивший горемычный выдуватель огня. Именно так всё и было»,— смеётся он.

Вскоре после этого жизненные пути Донвуда и группы разошлись, художник продолжал аскать и путешествовать автостопом до Корнуэлла, и о Йорке он вновь услышал лишь годы спустя, на волне фееричного успеха 'creep' из дебютного альбома Radiohead 'Pablo Honey'.

«Том позвонил мне и сказал: 'Может, ты тоже ввяжешься в эту авантюру и придумаешь нам обложку для альбома?' И я такой: 'Да ладно?' Полагаю, в то время я по-прежнему занимался выдуванием огня, но, конечно, у меня и другие дела были, например, стены по ночам разрисовывал».

Донвуд, которому сотрудничество с RADIOHEAD обеспечило весьма комфортное существование (дружба с группой, продолжающаяся и поныне, принесла ему кроме того и определённый культурный статус), начисто лишён эгоизма и производит впечатление человека, не вполне представляющего себе, каких именно высот удалось ему достигнуть в жизни.

«То, что именно мне предложили участвовать в творческой жизни Radiohead, наверняка не было случайностью, коль скоро в колледже искусств Том и я были единственными студентами-художниками, пытавшимися в работе над проектами использовать доисторические компьютеры Макинтош»,— рассказывает он.

Получается, к тому моменту он уже знал твою манеру письма?

«Вроде того. Но вообще-то стиля как такового у меня и не было. Я очень многого не знал и о принципах оформления обложек для пластинок, несомненно, не имел ни малейшего понятия».

По существу, до проекта с the Bends Донвуд «подрабатывал то тут, то там», то есть фактически жил на социальные выплаты, при этом имея возможность заниматься тем, что ему нравится — искусством. «Какой-то период времени я получал пособие по безработице, а потом вдруг подвернулся этот проект. Сыграла роль хорошая репутация, полагаю. Я ведь и в самом деле довольно рано начал заниматься разного рода оформительской деятельностью,— говорит он.— Пособие по безработице — отличная питательная среда для развития культурной жизни. Множество великой музыки, и искусства, и прочего эстетического хлама приходит именно оттуда, где денег мало».

Донвуд, проживающий ныне в 'провинциальном' Сомерсете и к своим 46 годам уже имеющий за плечами ряд статусных выставок, в этом году будет оформлять уикенд Glastonbury (его произведения сейчас неразрывно связаны с проведением фестиваля в Сомерсете, причём в прошлом году заглавной темой была избрана картина Nether), а в скором времени художник намерен вылететь в Сидней, чтобы лично контролировать приготовления к обширной ретроспективе своих работ.

Большую часть предыдущих двух лет он занимался оформлением переплётов к романам Джеймса Грема Балларда, для чего в лабораторных условиях воссоздавал и фотографировал различные химические реакции и взрывы. Придуманная им обложка к Empire of the Sun, например, иллюстрирует грибовидное облако, похожее на то, которое возникло при бомбардировке Нагасаки. «В конце книги Баллард описывает взрыв. Заново перечитывая [все его книги], я вдруг чётко понял, что этот мальчик, почти совсем подросток, точно запечатлел образ, характеризующий весь XX век,— испытание на гражданском населении оружия массового уничтожения».

Искусство повсюду: в сентябре прошла новость, что, помимо идей для Empire of the Sun, Донвуд вместе с RADIOHEAD работает над девятым студийным альбомом группы,— но он молчит как рыба в ответ на мои робкие paccпросы, как продвигается процесс и чего им уже удалось достигнуть ко дню нашего интервью.

«Давайте честно: я не могу рассказывать вам, что именно сделано (совместно с RADIOHEAD к настоящему моменту). Во всяком случае, для меня эти дни пока не были особо продуктивными,— утверждает он категорично. Во время работы над новым материалом, в поисках подходящих образов художник проводит вместе с Йорком и компанией очень много часов.— Буквально недавно мы пытались что-то придумать. Только вот я весьма не люблю подобные временные промежутки, когда не понимаю, чего от меня хотят. Конечно же, я мог бы по накатанной сбацать того же, что делал для последней их пластинки (the King of Limbs, 2011 года), и это было бы легче легкого! Однако хотелось создать нечто принципиально новое; для меня это, в некотором роде, личный творческий вызов».

В ответ на вопрос, видит ли он себя в качестве «шестого участника RADIOHEAD», каковым его часто именуют, Донвуд смеётся. «Хм, нет. Их пятеро (Йорк, Джонни Гринвуд, Филип Селуей, Эд О’Брайен, Колин Гринвуд) и есть Найджел (Годрич), продюсер, и ещё есть я, и я всего лишь рисую. Это просто такая причуда восприятия у людей, причём применительно к нам обоим, и ко мне, и к Найджелу, и в моём случае это точно необоснованно».

Однако я продолжаю настаивать на своём: ведь наверняка они очень ценят и тебя, и твой вклад в общее дело, раз у вас сложилось столь длительное сотрудничество? «А может, им просто лень искать кого-то ещё? Откуда ж я знаю».

Dream Cargo, эскизы Стенли Донвуда к романам Джеймса Грема Балларда, Lawrence Alkin Gallery, London WC2, 27 марта-25 апреля 2015.

 

<<<   radiohead.presse     <<<   main