<<  p r e s s e


o том, как была записана 'nude'
Найджел Годрич
// Word, июль 2007

::  русский перевод: qwerrie/alicawinter © 2008
::  радио.ихтиология © 2008

Найджел Годрич - человек, не нуждающийся в представлении. Он несет ответственность (в числе прочего) за три последних альбома Бека, 4 последних альбома radiohead; он сотрудничал с Travis, Полом Маккартни и проч. и проч.

_______________

Том - человек плодовитый, он пишет не переставая. Как-то раз я составил список из всех его незаписанных песен... у Radiohead вообще есть несколько песен, которые находятся на стадии «вечного доделывания». Часть правды в том, что свой лучший материал они готовы шлифовать бесконечно, всякая версия недостаточно хороша для них: слишком драгоценен материал. Я ему говорю: «Ты обязан их записать, иначе когда-нибудь тебя переедет трамвай и ты унесешь их с собой — что будет преступлением. Если ты их не запишешь, я сделаю это вместо тебя! И выпущу, тебе на зависть, альбом каверов неизданных песен радиохед!» И ‘nude’ как раз одна из них.

Когда ‘The Bends’ остался позади и слегка покрылся пылью, я столкнулся с ребятами на концерте, и оказалось, что они раздумывают, как бы нам снова поработать вместе. Для альбома мы вместе записали целую кучу бисайдов, все прошло очень гладко, поэтому мы договорились насчет парочки небольших пробных сессий, просто проверить, как оно пойдет. Мы сняли на уикенд студию, поработать над тем, что впоследствии стало ОКС (очень, очень впоследствии :) и записали на пленку две песни; одной была ‘big boots’ – на тот момент она имела рабочее название ‘man o'war’ — и это еще одна Классическая Неизданная Песня. А второй как раз была ‘nude’. Том только что ее написал, и это была совсем другая песня, чем то, что вы слышите на ‘In Rainbows’: другие слова и все проще, но узнать можно. Задумка была аранжировать ее в духе Ола Грина (Al Green)... на версии, которую мы записали в тот раз, был хэммондовский орган. Всем понравилось, решили что получилось удачно. А потом, по необъяснимой причине, все от нее отвернулись. Пару раз мы записали ее для ОКС, раза три для Kid A и столько же для Hail To The Thief. Но что-то ушло.

Потом мы немного отдохнули друг от друга. Ребята попробовали сделать с ней что-то сами, и у них – сюрприз, правда? – все не шло и не шло. Потом они пробовали сделать запись с кем-то еще [с продюсером Майклом Стентом – прим. перев.] – и снова ничего хорошего. Примерно тогда же я заехал в гости к Колину, который показал мне черновую запись ‘nude’, которую они репетировали. Колин придумал новую басовую линию, которая сдвинула песню от чего-то простого куплетно-припевного к ритмическому перетеканию. Припев пропал – очень по-хедовски! – и появились сбивки в вокальной партии плюс другая концовка. Звучала она так, словно музыканты боялись ее играть,-- но тем не менее это была удачная версия. Мы записали ее три раза, причем последний записали у них дома, а позже свели в моей студии в Ковент-Гарден, – именно то, что вы слышите.

И вот, неким неисповедимым путем, песня была закончена! В случае с Radiohead всегда верна формула: «Не так важно, как именно мы получим результат, если рано или поздно мы окажемся где надо»,– но я думаю, настоящий дар в том и заключается, чтобы распознать это место, когда ты до него добрался. Я уговариваю Тома (и в этом большая часть моей работы), что если мы получаем тот или иной результат быстро, это не означает, что он недостаточно хорош. Том не замечает, что так чудесно в том, что он делает. И он не знает или не понимает, откуда оно к нему приходит.

В истории каждой песни есть нечто вроде ‘окошка’, когда она наиболее жива – вот тогда ее и нужно снимать с ветки. ‘Nude’ пропустила свое окошко, и пришлось немало поломать голову, чтобы привести ее назад к точке, где мы могли ухватить ее опять, в том виде, который бы перекликался с чувствами музыкантов. Она осталась по сути той же самой; ничего особенно не поменялось. Что стало другим – так это люди, которые ее играют.

 

Rambler's Top100

<<<   radiohead.presse     <<<   main