dithering: джонни гринвуд об эм-пе-три
вопросы задавал Саша Фрере-Джоунз
// The
New Yorker, 2 сентября 2009
:: английский
оригинал (c) conde nast, 2009
:: русская версия (c) qwerrie, 2009
Серия релизов 'This Dithering' будет пиром для
музыкальных гурманов, но без овощного рагу не обойтись. Чтобы понять
о чем речь, нам придется подойти по технической дорожке. Попробуем
понять, каким образом и почему стандарты для звуконосителей опустились
так, как они не опускались, к примеру, для фильмов в кинотеатрах.
Нам нужно замерить какой объем информации теряется между мастер-записью
и MP3. Итак, послушаем что думает по данному вопросу Джонни Гринвуд.
Возможно, вы знаете его по паре саундтреков.
— Устраивает ли тебя mp3 как носитель для музыки?
Вполне устраивает. В некоторые записи mp3 привносит
некоторую шероховатость, что даже идет им на пользу. Пока мы записывали
In Rainbows, мы слушали изрядное количество хип-хоп музыки
90-х годов, исключительно в виде mp3, все скачивалось с AirTunes и
звучало великолепно, несмотря на компрессию. Конечно, с записью какого-нибудь
струнного квартета на компакт-диске не сравнить, но опять же, такой
задачи перед ними и не ставилось.
— Вы слышите от ваших фэнов жалобы насчет аудиокачества
?
Было немного претензий, что mp3 последнего альбома
Radiohead имели недостаточно высокий битрейт. Некоторые даже хотели,
чтобы мы использовали FLAC, но даже если вы знаете что это такое и
имеете собственные убеждения на его счет,
в этом случае вы уже потеряны для мира высокого качества,
и вероятно спустили слишком много денежек на ваши стойки с колонками.
— Как ты полагаешь, в этом mp3-поколении — от десяти-
до двадцатипятилетних — интересует ли кого нибудь качество звука, на предмет
расширить собственный опыт?
Нет. Интерес приходит позже. В лавках с хай-фай аппаратурой пасутся мужики лет за
тридцать, вот кто любит обсуждать искажение сигнала, кабели из сверхчистой меди, ну и преимущества беспотерьного
сжатия FLAC, куда уж без этого. Уж я то знаю, я сам чуть не стал одним из них.
— А что ты думаешь о разных аудио-форматах?
Качество звука имеет значение. Меня бы расстроило
отсутствие CD-релиза нашей работы, но опять же, цена вопроса не так
велика, слегка подстриженные кочки на газоне — и в наших руках
удобный в обиходе mp3. Это как магнитофонная кассетка с характерным
шипением, если сравнивать. Я с удовольствием их слушал, когда мне
было пятнадцать, но уверен, тогдашние аудиофилы от них нос воротили.
Когда я надеваю в поезде наушники, mp3 самое то что надо. А дома я
предпочитаю CD или винил — частично потому что в тихой комнате они
звучат немного лучше, частично потому что они имеют ограниченное время
звучания и воспринимаются как цельные, самостоятельные произведения.
В отличие от тех бесконечных часов и дней музыки, что сохранены на
моем ноуте..
— Влияет ли на то, как вы записываетесь, понимание,
что в конце концов запись превратится в mp3?
Нет. Но любопытно наблюдать, что одни треки переживают
mp3-сжатие лучше, чем другие. It was never bad.
— Каковы, на твой взгляд, самые выигрышные и неприятные
моменты наступления mp3-эпохи?
Оборотная сторона — то, что это поощряет людей
накапливать гораздо больше музыки, чем они способны переварить. Люди
скачают все записи Майлза Дэвиса, но никогда не вернутся дважды к
одному треку — банально, из-за огромного их числа. Рассуждаешь примерно
так: «Посмотрю-ка я, что это за такие ‘Sketches of Spain’ и ‘Bitches
Brew’, а заодно и тот емейл допишу». Такое изобилие способно
любую музыку превратить в фон, в предмет обстановки.
— Ну и немного свободной формы. Любые интересные мысли
по поводу, все, что приходит в голову.
Этот вопрос о качестве звука мне представляется
и завораживающим, и смехотворным. Как споры о размере матрицы в цифровых
камерах: ясно, что чем выше тем лучше, но сама фотосъемка в ходе дискуссии
почему-то всегда оказывается за бортом. Хватит обсуждать стекла, пора
снимать!