<<  p r e s s


Jonny Greenwood: композитор,
гитарист и программист
мини-интервью
// cycling74.com, январь 2014

::  русская версия (с) qwerrie, 2018

 

____________________

— Что послужило толчком?

К программированию? Ну, один друг Найджела сказал, что мне стоит попробовать Max [*], который они изучают в его музыкальном колледже. И он оказался прав! В первый раз у меня завязались правильные отношения с компьютерами. Я давно их люблю — с ранних лет мне нравилось программировать домашние компьютеры, играться сперва с Бейсиком, потом с простыми программами на ассемблере. Простые строчки машинного кода — и чем ближе к основам, тем больше мне это занятие нравилось.
    Потом, когда мы начали как группа, знакомство с компьютерами в студии меня всегда несколько разочаровывало. Тот пионерский музыкальный софт: cubase, logic,— только сбивал с толку. Те программы вынуждали тебя использовать 4 четверти на скорости 120 бит в минуту и зацикливать первые 4 такта. Всегда одно и то же, несмотря на якобы доступное бесконечное число вариантов.
    А когда я сел за Макс, то почувствовал, что оставил все это позади, и теперь мне не нужно использовать чьи-то представления о том, что такое дилей или реверберация, или что должен делать и как должен звучать секвенсор — я мог начать с чистого листа, оперировать напрямую математикой и звуком. Это как сойти с проложенных рельсов. Раньше была эта прокладка между мной и компьютером, теперь моя отправная точка — пустой экран....

— Как ты решаешь, что работа сделана?

В смысле, что патчи [*] готовы? Здесь как в старой настольной игре «мышеловка»: сначала долго-долго собираешь все вместе, потом момент удовлетворения, когда все части подогнаны друг к другу, и твои идеи превращаются в неслушабельную бессмыслицу, на которую ты потратил несколько дней. И глубокое удовлетворение, если все сработало как надо! Боюсь, мои методы довольно неряшливы — даже когда это работа «напоказ» — и чудовищно ненадёжны. Мои патчи как старые машины: приходится возиться с мотором каждые пару миль, просто чтобы ехать дальше. Это сводит Тома с ума...

— Когда ты задействуешь случайные процессы?

Практически всегда. Для этого есть отличная утилита RTC toolkit. [*] Хотя случайный выбор, сгенерированный при помощи людей, мне чрезвычайно любопытен — особенно, когда задействован струнный оркестр; достигается утонченная и неповторимая сложность, причем весьма быстро.

— Что бы тебе хотелось сделать (в твоей работе) при помощи технологии, но пока не получается?

Было бы здорово разобраться с нулевой задержкой (zero latency) ... и еще не дать Найджелу Годричу повторять каждые пять минут во время записи: «Отличный результат из Max, но будь добр, убери эти щелчки». Хотя, последнее сейчас уже не так актуально.

— Что служит тебе вдохновением?

Форумы cycling 74 в этом смысле просто чудесны. Тонны критического мышления и добрых советов. Ну и кроме того, моя отправная точка это ошибки, которые я совершаю, копируя чужие идеи и попадая туда, куда они меня заводят.

— С чем тебе труднее всего бороться в процессе?

Мне по-прежнему не по себе от всей математики, которая в основе обработки сигнала в Mаксе. Еще хотелось бы больше понимать про fft [*]. От фраз вроде 'воображаемый временной домен' мое сердце сжимается...

____________________

[*] Подробный обзор MAX/MSP можно найти здесь.

[*] Программа в Максе называется патч. Для создания патча необходимо с помощью виртуальных проводов соединить различные модули (их принято называть объектами), как правило, выполняющие простейшие функции, типа арифметики, сортировки, обработки MIDI, синтеза волн и так далее.

[*] Подробнее про RTC toolkit.

[*] Преобразования Фурье (см. подробнее).

 

<<<   radiohead.presse     <<<   main