Jonny Greenwood: композитор,
гитарист и программист
мини-интервью
// cycling74.com,
январь 2014
:: русская версия (с) qwerrie, 2018
____________________
— Что послужило толчком?
К программированию? Ну, один друг Найджела сказал,
что мне стоит попробовать Max [*],
который они изучают в его музыкальном колледже. И он оказался прав!
В первый раз у меня завязались правильные отношения с компьютерами.
Я давно их люблю — с ранних лет мне нравилось программировать домашние
компьютеры, играться сперва с Бейсиком, потом с простыми программами
на ассемблере. Простые строчки машинного кода — и чем ближе к основам,
тем больше мне это занятие нравилось.
Потом, когда мы начали как группа, знакомство
с компьютерами в студии меня всегда несколько разочаровывало. Тот
пионерский музыкальный софт: cubase, logic,— только сбивал с толку.
Те программы вынуждали тебя использовать 4 четверти на скорости 120
бит в минуту и зацикливать первые 4 такта. Всегда одно и то же, несмотря
на якобы доступное бесконечное число вариантов.
А когда я сел за Макс, то почувствовал, что
оставил все это позади, и теперь мне не нужно использовать чьи-то
представления о том, что такое дилей или реверберация, или что должен
делать и как должен звучать секвенсор — я мог начать с чистого листа,
оперировать напрямую математикой и звуком. Это как сойти с проложенных
рельсов. Раньше была эта прокладка между мной и компьютером, теперь
моя отправная точка — пустой экран....
— Как ты решаешь, что работа сделана?
В смысле, что патчи [*]
готовы? Здесь как в старой настольной игре «мышеловка»: сначала долго-долго
собираешь все вместе, потом момент удовлетворения, когда все части
подогнаны друг к другу, и твои идеи превращаются в неслушабельную
бессмыслицу, на которую ты потратил несколько дней. И глубокое удовлетворение,
если все сработало как надо! Боюсь, мои методы довольно неряшливы
— даже когда это работа «напоказ» — и чудовищно ненадёжны. Мои патчи
как старые машины: приходится возиться с мотором каждые пару миль,
просто чтобы ехать дальше. Это сводит Тома с ума...
— Когда ты задействуешь случайные процессы?
Практически всегда. Для этого есть отличная утилита
RTC toolkit. [*] Хотя случайный
выбор, сгенерированный при помощи людей, мне чрезвычайно любопытен
— особенно, когда задействован струнный оркестр; достигается утонченная
и неповторимая сложность, причем весьма быстро.
— Что бы тебе хотелось сделать (в твоей работе) при
помощи технологии, но пока не получается?
Было бы здорово разобраться с нулевой задержкой
(zero latency) ... и еще не дать Найджелу Годричу повторять каждые
пять минут во время записи: «Отличный результат из Max, но будь добр,
убери эти щелчки». Хотя, последнее сейчас уже не так актуально.
— Что служит тебе вдохновением?
Форумы cycling 74 в этом смысле просто чудесны.
Тонны критического мышления и добрых советов. Ну и кроме того, моя
отправная точка это ошибки, которые я совершаю, копируя чужие идеи
и попадая туда, куда они меня заводят.
— С чем тебе труднее всего бороться в процессе?
Мне по-прежнему не по себе от всей математики,
которая в основе обработки сигнала в Mаксе. Еще хотелось бы больше
понимать про fft [*]. От фраз вроде
'воображаемый временной домен' мое сердце сжимается...
____________________
[*] Подробный обзор MAX/MSP можно найти
здесь.
[*] Программа в Максе называется патч.
Для создания патча необходимо с помощью виртуальных проводов
соединить различные модули (их принято называть объектами), как правило,
выполняющие простейшие функции, типа арифметики, сортировки, обработки
MIDI, синтеза волн и так далее.
[*] Подробнее про RTC
toolkit.
[*] Преобразования Фурье
(см. подробнее).