<<  p r e s s e


ok photographer, или
как Том Шиэн «снял» Radiohead

// UNCUT, jan.1999
::  русский перевод ©  lesley, 2001





В ходе прошлогодней раскрутки OKC Radiohead предстояло слетать в Японию. Вот тогда-то и возникла острая необходимость в опытном фотографе. По замыслу Тома Йорка, группа должна была словно затеряться в толпе. Человека, сумевшего преподнести фотосессию именно так, зовут Том Шиэн. Он постоянный сотрудник UNCUT и шеф фотоотдела MELODY MAKER с 20-летним стажем работы.

Как и многие другие группы,— объясняет Шиэн,— Radiohead терпеть не могут фотографироваться. Я уверен: их выбор пал на меня, потому что они знают — я люблю работать быстро, да, чертовски быстро. Они не хотели, чтобы их расставляли часами то так то эдак. В мире полно фотографов, которые делают куда белее зрелищные картинки, чем мои, — продолжает он,— но они такие психи: день-деньской устанавливают свои долбаные софиты. А Radiohead не из тех, кому по душе такие художественные замашки [изыски]. Они не хотели переодеваться, не хотели позировать. Все что им было нужно — так это чтобы работа была сделана резво и безо всякой возни.
     Ребята стремились, чтобы выходящие параллельно с OKC снимки оказались реалистичными и были напрочь лишены какого бы то ни было чистоплюйства. Они не хотели ничего высокохудожественного. Ну, по крайней мере идея была такая: взять меня на неделю в Токио и сделать в Городе Компьютерной Эры несколько картинок; при этом парни отказывались становиться рядком — им важно было только обозначить свое на фотографиях присутствие, понимаете? Кроме того, Япония казалась им идеальным местом, чтобы смешаться с толпой. Но, к несчастью, ростом японцы не вышли — каждый где-то около четырех футов — так что ребята все равно выделялись.

— Но когда же ты впервые встретился с группой?

Я делал им сессию для Melody Maker в Оксфорде,— вспоминает он,— как раз перед тем, как вышел 'Creep'. Забавно. Мы тут недавно с Коззи (Колином) говорили, и он вдруг ляпнул: 'Я помню, как ты впервые приехал в Оксфорд. Ты и не собирался стряпать из наших молодых среднекпассовых задниц каких-то там звезд первой величины'. Я спросил, что он имеет в виду, и Колин распространил мысль: 'Нам хотелось славы, хотелось всего на свете. А ты наплевал на нас и наши заскоки. И правильно сделал'. На самом-то деле, я только пытался отловить подходящий момент до того, как они свалятся с ног от усталости.
    Первое, что бросалось тогда в глаза — это их неопытность. Как и все новички, они мечтали о том, чтобы играть концерты и записывать пластинки. Но когда приходится иметь дело с прессой и с занудами вроде меня — у них не слишком-то много идей. Хотя выпендриваться им очень нравилось, нравилось думать, что соображений у них пруд пруди. Но даже маститые, видавшие виды группы иногда абсолютно по-идиотски себя ведут перед объективом. Они могут быть жутко застенчивыми и не врубаются в то, что им надо делать. В общем, на заре своей карьеры Radiohead смотрелись как команда придурков. Они и не могли выглядеть бесподобно, потому что тогда еще не были написаны пластинки, позволившие бы им выглядеть бесподобно. Вы ведь понимаете, о чем я? Они пока не сделали ничего такого, что превратило бы их в особенных.
     Что я еще помню — так это насколько сплоченными они были. К тому же, это невероятно вежливые и дружелюбные люди, по-настоящему заинтересованные в том, чем я занимаюсь. Некоторые из них знали мою биографию; ну, например, кое-кто знал, что я фотографировал U2, The Bunnymen, R.E.M. — тех, на кого они хотели бы походить И по сравнению с другими молодыми группами с которыми я работал прежде Radiohead оказались на редкость правильными И всегда держались довольно серьезно. Вот представьте себе ситуацию: солнце лупит черт знает как, вы сидите остываете в пабе, а они не пьют. Так что кажется, будто это и не дикие рок-н-ролльщики вовсе. Другие-то группы что думают — вот щас купим Мистеру Фотографу пивка и будем сидеть здесь, накачиваться до посинения. Да нет, правда с Radiohead всегда была определенная серьезность. За что бы они ни взялись, дело оказывается доведенным до конца, парни в этом поднаторели. Иногда слишком явственно ощущаешь насколько другого поля они ягоды. Я не знаю, свидетельствует ли это об их амбициях — ведь они даже тогда знали, что в них есть что-то, чего нет у других. Какая-то сила которую никто не в состоянии объяснить, но именно она делает их Группой».

— А если группе вроде Radiohead не нравится позировать, как вы даете им знать, чего ожидаете?

А надо проще ко всему относиться,— говорит Шиэн.— Не давать им слишком много думать зацикливаться на этом В общем-то это даже не вопрос доверия там или понимания. Самое главное — если ты хочешь, чтобы они приняли такой-то вид, нужно кое о чем помнить: ты ни черта не добьешься, если требуешь от них безумных па, которые совсем не вяжутся с их характером. Я всегда говорю группам: «Если вы собираетесь начать позировать, то делаете это как Дик Эмери. В противном случае — пеняйте на себя, вы будете выглядеть по-дурацки и эти картинки вас самих достанут, вот увидите». И они мне верят.

— Каково было работать с Томом Йорком?

Ну, надо сказать, что помимо всего прочего, сейчас в Radiohead очаровывает их абсолютный профессионализм перед объективом. Особенно это касается Тома. Пока включен индикатор, он может быть истинным профи,— этим он напоминает мне Майкла Стайпа. Стайпи может изображать чуть ли не скорбь вселенскую, но в какой-то момент он возвращается в свое более естественное состояние, а дальше уже дело техники. Если с реакцией все в порядке, ты тут же прекратишь в нем эти метаморфозы. И с Томом так же. Когда-то его заклинило, что со стороны он кажется неинтересным, и после этого он начал выкидывать всякие неповторимые штуки. Я думаю, что это приходит с опытом. Он научился работать с людьми вроде меня. Теперь Том знает, что когда сделает все как нужно, он окажется по ту сторону двери, и только его и видели. Но он всегда думает о том, что мы делаем и может выдать Идею на миллион долларов. Когда мы делали серию снимков в прошлом году, он вдруг предложил: «пусть на этих фотографиях будет больше зафиксирован мой взгляд». Я ответил: «Заметано». И мы напечатали фотографии, где он смотрит прямо в объектив, что вообще-то ему несвойственно. Он сделал это по нескольким причинам, но это было сильное решение. Ведь обычно Том все делает пряча глаза, только потому что он немного странный и не похож на других.

— Том действительно такой хмурый и подавленный, как все говорят?

Не совсем. Хотя я встречался с ним много раз, не сказал бы, что знаю его хорошо. Он может выглядеть и погруженным в свои мысли, и равнодушным, но он не пройдет мимо. Если вы настоящий фэн, у него найдется на вас минута. Но если он не знает каких-нибудь журналистов, или ему не понравится их видок, или если он подумает, что вы припёрлись к нему, потому что больше некуда пойти и вы неискренни с ним — тогда он обязательно ускользнет.
    Многие люди могли бы поручиться, что Том именно такой, каким они его себе представляют. И я уверен, что он уже сыт по горло этим стереотипом. И на самом деле, таким, как его воспринимают, он бывает... ну, скажем, час в сутки. Много лет назад такое происходило с Костелло. Если бы он и бывал каким мы его знаем по песням, как хотелось людям, то это был бы чертовски правильный засранец. Но поймите: тот человек существует только в текстах, в песнях, которые могут быть и горькими и злыми. Том сделан из того же теста, что и Костелло; к тому же он его поклонник. Он и похож временами на Элвиса — так же серьезен и тоже интроверт. Но никто бы не смог писать такие песни, не будучи интровертом. С другой стороны, как бы эта интровертность не превратила вас в вечно ноющего идиота. Тому это не грозит. Но не забывайте, что он такой же человек, как и все мы.



<<<   radiohead.пpecca     <<<   main