<<  p r e s s e

Take Cover: Radiohead. The King of Limbs
художник Стенли Донвуд рассказывает
о визуальной стороне газето-альбома
беседовал Джон Сиверс
// pitchfork,  2 мая 2011

::  англ. оригинал
::  русская версия © qwerrie, 2016

 

Достойная обложка пластинки — не последнее дело для артиста. В нашей рубрике мы находим крутой артвок и рассказываем стоящие за ним истории. Когда Radiohead объявили что их новый альбом, The King of Limbs, будет издан 'в виде газеты', у многих зачесалась голова от вопросов. Например, что нахрен это вообще такое, газето-альбом? На прошлой неделе появились первые фотографии специального издания, и наш Джон Сиверс встретился со Стенли Донвудом, автором всего этого безобразия. Интервью перед вами, а сканы по ссылке выше на оригинал.

— Откуда взялась эта газетная концепция, из музыки?

(смеется)   Я так и не послушал толком альбом — не весь целиком, только в процессе его записи. И я дожидаюсь, пока получу от лейбла свой винил! Но пока я слушал его в процессе записи — а я работаю рядом с группой, когда они делают музыку — мне нравилось слышать, как он приобретает очертания. Я слышал, как все эти постукивания и перекатывания превращаются в звуковое полотно, по которому чуть ли не гулять можно. Я слушал, и мне представлялись старые церкви с этими огромными потолками-арками, переплетами... и мне хотелось рисовать все эти цветные деревья с переплетенными ветвями.

— То есть, на концепцию газетоальбома тебя вдохновила группа?

У нас была такая концепция, хотелось сделать нечто почти не существующее. отюда и прозрачный винил, и формат газеты. In Rainbows был огромным и тяжелым кирпичом — если задаться целью, таким и прибить можно. Солидное, ощутимое утверждение. И это как раз совсем не то, к чему группа сейчас стремится. Я бы описал текущее состояние группы словами временный и переходный. Когда выходит свежий номер, это же не значит, что мир останавливается, верно? У тебя в руках просто скриншот, как обстояли дела на тот момент, когда она печаталась. А новости продолжаются. Альбом точно так же — показывает, где группа была на момент релиза. Музыка не стоит на месте. Нам всем хотелось, чтобы это было видно на альбоме.

Мне по-настоящему нравятся газеты. Они хорошо утилизируются. Поддаются переработке. Легко разваливаются, наконец. Не то что айпады или киндлы — от этих легко не избавишься, пока не оставишь на берегу какой-нибудь страны третьего мира. Мне нравится все это наследие, материальная история массовой коммуникации, которая нам досталась. Газеты изменили мир от классового общества, от феодальной системы до современного, где люди задешево достают все необходимую им информацию.

— Концепция 'одноразовости': насколько она важна для этого проекта?

Тут было два момента. Первое: как-то я оставил одну газету на солнце, скоро ее края пожелтели и она стала хрупкой. Я подумал, что мы стареем точно так же, эта мысль мне понравилась. И второе: по соседству с дачей Колина кто-то оставил большую кучу старых подшивок International Times и Oz конца 60-х годов. Дешево отпечатанные, сделанные на скорую руку, потрепанные — но уникальные тем, что про них не знает интернет: в сети нет ни одной страницы. Ну и поскольку материал там непафосный, в Британский музей это не пристроить, его ценность в другом — он легко утилизируется.

— Нет ли в этом 'мессиджа'?

Тут штука вот в чем: пока ты на нее смотришь — она существует. Перестаешь смотреть — и она довольно быстро исчезает (и многие другие вещи точно так же).

— Вы умышленно оформили газету в стиле ретро?

Я позаимствовал шрифт из американских газет 30-х годов времен Великой Депрессии — мне попалась хорошая подборка, сделанная Мемориальным обществом Лавкрафта [H.P. Lovecraft Historical Society of America]. Так что это аутентичные шрифты эпохи Великой Депрессии [1]. Сегодня любят говорить: 'ухудшение условий кредитования', 'высокая стоимость займов', а раньше называли 'депрессия' — тогда не любили все эти 'дополнительные оттенки значения' кризиса, все это чистой воды эвфемизмы.

— Выпуск альбома в столь тщательно продуманной исторической упаковке само по себе уже некий жест...

Упаковка музыки была раньше делом нехитрым. Вид звуконосителя определял вид упаковки, будь то винил, кассета или компакт-диск. С цифровым контентом, все это уже не играет роли. Теперь можно просто вывалить кучку картинок и продать их, приложив дополнительно к другим файлам. Осознание этого и развязало нам руки.

Мои первые обложки я делал для компакт-дисков, и должен сказать, что я просто ненавидел их чудовищно маленький размер. Это хренская хрень! Вот одна из причин, почему компакт-диск King of Limbs завернут в такой серенький монотонный картончик. Мы старались. Если бы мы придумали, как сделать его еще уродливее, обязательно бы сделали.

— То есть, ты полагаешь, цифровая музыка что-то у тебя крадет?

Ну я предполагаю, что она лишает музыку контекста, хотя в то время я об этом не думал. Музыкальная упаковка сейчас превратилась в некое подобие Библии короля Якова,— в том смысле, что раздувает духовное содежание. Почему меня и потянуло к газетному формату. Я подумал: «Завернем-ка это в газетку, глядишь избавимся от этой духовной фигни». Не хочется возвышать музыку, занимать ею чужой пьедестал. Музыка это то, что мы слушаем при помощи головы, и довольно того, не стоит преувеличивать ее место в жизни.

— Говоря о голове; в моей не укладывается один из кусочков артвока, который ты добавил к упаковке: сотня квадратиков с рисунками, отпечатанных на промокательной бумаге. К чему они?

А, этот! Мне самому интересно, какое применение ему найдут. Кстати, вы слышали, что недавно умер человек по имени Оусли Стенли 3? Богатый человек, один из самых известных делателей ЛСД в её короткой истории. Он устроил лабораторию в собственной ванной и делал дешевую, отличную, чистейшую ЛСД. Ну вот это как раз подходящий материал, который кто-нибудь мог бы во что-нибудь обмакнуть. Чисто теоретически. Подобный маркетинговй ход еще ни разу не применялся, мне кажется — нет, я не то чтобы призываю... но все-таки.

__________

[1] Взглянуть на шрифты HPLHS можно здесь; часть из них распространяется свободно и может быть использована без специального лицензирования. Кстати, вы можете посмотреть и на другие шрифты, использованные в оформлении пластинок Radiohead, здесь.

 

<<<   radiohead.presse     <<<   main