Radiohead @ KR!
Том и Эд о любимой музыке, Найджеле Годриче,
работе над 7LP, и прочем
// Keyboard Recording, декабрь 2007
:: русский перевод: агата
балхиярова © 2008
:: радио.ихтиология © 2008
_______________
— Ваш 7-й альбом 'In rainbows' поступит в
продажу после того, как был доступен на вашем сайте. Вы не передумали
выпустить CD?
Том: Да, ведь конечная цель — дать возможность
услышать нашу музыку большому количеству людей, по крайней мере тем,
кого она может заинтересовать. Если не продавать CD, многие просто
не смогут нас услышать. Идея в том, чтобы донести музыку до максимальной
аудитории, мы лишь попытались оптимизировать, так сказать, траекторию.
— И вот вы провели несколько месяцев в студии, чтобы выложить файлы альбома, пожатые в mp3… Не обидно?
Том: Да, вы правы. Мы конечно могли выложить его
с более высоким разрешением, но тогда весь процесс занял бы лет пять.
Нам же было важно сделать всё быстро, не прибегая к уловкам. В конце
концов, выпуск CD и виниловой пластинки позволит слушателям в полной
мере оценить то, зачем мы так долго сидели в студии.
Эд: Это два разных формата, и.. было любопытно
почитать отзывы фэнов в блогах: некоторые хвастались, что ничего не
заплатили! Если кому-то по душе mp3, значит надо дать свободный доступ
к этому формату. Человек сам решает: покупать альбом привычным способом
(т.е. с прилавка) или нет. Мы лишь предоставили возможность выбора.
— Как на ваш взгляд, исчерпал ли себя альбомный формат?
Эд: Даже если благодаря iPod все слушают изолированные
песни, формат альбома всё же останется. Однако сейчас выпускают такие
кошмарные записи, что если на диске есть 2-3 приличных песни, считайте,
что вам повезло. Я фанат музыки и люблю слушать альбомы полностью.
К сожалению, наслаждаться целым альбомом в наше время становится всё сложнее.
Том: Я убеждён, что упадок альбомов начался с добавления
бонусов к CD. ‘Hunky Dory’ [1]
совершенен от начала до конца, а потом оказывается, что его надо
напичкать всякими бонусами. Звукозаписывающие компании издеваются
над людьми и это обесценивает классическую пластинку из двух сторон,
с 10-11 треками, звучащими 40-45 минут. А с mp3-плеерами этот рискованный
способ нанёс ущерб. Через iTunes мы узнали, что 75% продаж приходится
на альбомы. Формат альбома будет популярен как произведение искусства.
— С этой точки зрения ‘In rainbows’ как раз
является классическим 40-45-минутным диском с 10 треками. Как происходил
отбор песен?
Эд: О, это главная часть нашей работы. Чуть до
драки не доходило… На этот раз выбор песен дался тяжело — не так,
как раньше. Самым сложным оказалось убрать песни, которые нам нравились,
но которые не вписывались в общую атмосферу альбома. Изначально нашей
целью был диск длительностью не более 45 минут. Некоторые музыканты
с легкостью превышают лимит в 60 минут и даже умудряются использовать
весь объём диска. А ‘What’s going on’ Марвина Гея [2] длится всего
38 минут!
Том: Мне кажется, такой формат отлично подходит
и музыкантам вроде AUTECHRE [3].
Не дай вам Бог слушать AUTECHRE больше 40 минут!
Эд: Многие современные группы потеряли способность
выпускать альбомы и при этом ограничивать себя, как раз потому что они не скованы форматом записи.
Том: Кстати, вот взять RED HOT CHILI PEPPERS. У
нас с ними отличные отношения, Фли [4] однажды нам расcказывал:
«Мы опустили руки и издаём всё, над чем работаем». Это обидно. Мне
очень понравился их последний альбом ‘Stadium Arcadium, состоящий из
28 песен... и всё же они перестали создавать настоящие плей-листы.
— ‘In rainbows’ выглядит более цельным и законченным,
чем ваши предыдущие альбомы.
Эд: Так и есть, ведь мы с Найджелом с самого начала
оговорили некоторые ограничения. У нас было несколько песен и мы не
хотели отходить от первоначального замысла.
Том: Мысль о бесконечных музыкальных возможностях, особенно в вопросе
репертуара, меня парализует. Чем больше времени в твоих руках находится
песня, тем сложнее её закончить. Поле для экспериментов безгранично.
— Bаш 7-й номерной альбом словно соединяет в себе всё
лучшее с прошлых шести. Как вы считаете?
Том: Я считаю, что ‘Kid A’ был особенно значимым
в нашей дискографии. Мы не достигли бы того, что имеем, если бы не
наши прошлые записи. Они открывают нам глаза и позволяют двигаться
вперёд, так происходит с каждым диском. Что касается ‘In rainbows’,
мне кажется, мы никогда не были так сосредоточены и не двигались
столь целенаправленно.
— Сколько времени ушло на его запись?
Том: Около 9 месяцев с перерывами. Во время записи
происходят странные вещи: нам нужно играть всё больше, до того момента,
пока мы не будем уверены, что полностью
владеем новыми песнями и на сцене всё пройдёт хорошо.
Эд: Это прямо как наркотик. Мы стараемся обязательно поиграть каждую
вещь вместе час-два или больше и лишь потом
переходить к следующей.
Том: Между прочим, недавно ты 3 месяца не играл
на гитаре.
Эд: Верно, но после записи я был так измотан, что
не мог к ней прикасаться. Работа была очень напряжённой, вот я и отдыхал
целое лето. Потом я начал играть чужие песни — например, разучил ‘the
headmaster ritual’ группы THE SMITHS [5]. Мне нужна была эта передышка,
я пустил всё на самотёк и не принуждал себя.
Том: А если я неделю не поиграю на пианино
или гитаре, сразу чувствую себя не в своей тарелке. Терпеть не могу
это ощущение пустоты. Компьютеры не могут заменить струны инструментов
— чувства не те.
— Как вам работается с Найджелом Годричем?
Том: Мы его связываем и вставляем спички между
пальцев ног (смеётся).
Эд: Он гений, мы вновь начали с ним работать только
год назад. Целых 4 года мы не работали вместе, хотя он и принимал
участие в создании ‘The Eraser’. С тех пор он много чего
сделал: работал с Беком и Маккартни...
Том: Для него работа с Полом была забавной, он
говорил что-то вроде: «Я вкалывал на него, теперь всё готово».
Эд: Ага, «я наслушался историй про THE BEATLES и всё
прочее, наконец, могу отдохнуть» (смеётся). Наверное, некоторые
музыканты вроде TRAVIS жаловались ему: «Почему ты бережёшь все 'фишки'
для Radiohead?»
Том: Найджел работал больше нас всех и оставался
при этом очень чутким и деликатным.
— Так, может, он шестой участник группы?
Том: Во время записи, несомненно.
Эд: Наверняка, ему тяжело, ведь после записи диска,
мы играем вещь на сцене, а он не с нами. Даже странно. То же самое
можно сказать и о нашем друге, иллюстраторе и типографе Стенли Донвуде.
В студии он — полноправный член группы и часто нам помогает. Можно
сказать, что настоящая творческая энергия заключается в нас, Найджеле
и Стенли.
— Ну и за кем остается последнее слово?
Том: Я думаю, за мной! Сейчас я больше прислушиваюсь
к мнениям других, я не так замкнут, как раньше: просто понял, что
это невыгодно.
— Ваш сольный альбом ‘The Eraser’ был для вас возможностью
исполнить то, что вы не играете в группе?
Том: Абсолютно точно. Мне хотелось понять, что
значит работать в одиночку. Я записывал дома, пробовал разные
варианты на моем 4-дорожечном магнитофоне. Что-то игралось прежде
в группе, и я не могу сказать, что создал ‘The Eraser’ полностью
самостоятельно.
— Существуют ли другие сольные проекты?
Том: В данный момент нет. Колин с головой погрузился
в электронику и программирование. Кстати, многие студийные эксперименты
не входят в альбом. Мы думаем собрать из них что-нибудь целое в январе,
если будет время.
— А какой софт вы используете в студии?
Том: Лично я – Pro Tools, мне кажется он пошустрее
остальных. Но вообще, я им сыт по горло и потому последнее время предпочитаю
юзать Reaktor. А Джонни предпочитает Max. Когда мы готовили в студии
вебкаст, мы пользовались несколькими. Это интересно: продумывать всё
как dj. Возвращаясь к вашему вопросу, отвечу, что мы используем одновременно
и аналоговую, и цифровую запись.
Эд: Мой любимый предмет принадлежит Найджелу, это
пульт Electrodyne 66 года, на нём совсем немного кнопок и потенциометров
[6], но когда-то как раз на таком
делались лучшие записи на Motown [7]…
Найджел говорит, что тоже собирается отказаться от Pro Tools, и мечтает
вновь начать работать с плёнкой: если тебе нравится часть, надо отрезать
плёнку и сделать копию. Что-то подобное было в ходу во времена диско,
и, я думаю, что теперь это тоже будет классно.
— У вас есть предпочтения в выборе инструментов?
Том: Да, я позаимствовал старую акустическую гитару
Эда – Gibson Hummingbird [8]. Звук такой тёплый, просто волшебный
– как раз то, что мне сейчас нужно.
Эд: Постепенно, по прошествии нескольких лет, становится
понятно, что тебе действительно по душе. Иногда речь идёт о каком-то
новом приёме, взволновавшем нас всех. А порой звук, извлечённый из
старых педалей просто невероятен. Как я уже сказал: мы всегда сочетаем
аналоговую и цифровую запись. Когда используются оба способа, работа
становится по-настоящему захватывающей. Я сожалею, что производители
гитар перестали быть авантюристами, сейчас они сосредоточены на софте.
По своему опыту могу сказать, что это не совсем подходит.
Том: А я хочу, чтобы выпустили интегрированный
корпус. Однажды мы работали с одним мастером над созданием подобного
«волшебного педального корпуса» [о чем это он??]. Становится
более интересно работать с инструментом и эффектами, которые он способен
производить.
Эд: К софту нужна хорошая механика — звукосниматели,
потенциометры, ручки, и так далее. На одном софте далеко не уедешь.
— Каковы ваши последние музыкальные открытия?
Том: Я обожаю оба диска BURIAL [9],
у них такое 'лондонское' звучание.
Эд: А я вот увлёкся бразильской музыкой движения
тропикалистов [10]. Мне стало интересно, как это движение протестовало
против военной диктатуры.
Том: Некоторые музыканты даже были арестованы.
Эд: Да, Caetano Veloso [11]
и Gilberto Gil [12] даже были сосланы
в Лондон. Кстати, Caetano – большой поклонник Radiohead.
Том: (взволнованно) Чтооо? Вот чёрт!
Эд: Один мой друг был с ним знаком и я его вполне
понимаю, потому что они делали невероятные вещи, сидя у себя в Байе
[13]. Ещё мне нравится Jorge Ben, один из отцов-основателей движения
тропикалистов. Он жил в шестидесятые. А я обожаю эту эпоху и эту музыку.
Я также стараюсь изучить музыку последующего времени, но она меня
так не трогает. После нескольких лет оптимизма и появления босса-новы
тропикализм отразил очень высокий уровень сознания. Все слова подвергались
жёсткой цензуре, отсюда и такая изощрённая манера письма.
— Каковы ваши планы на будущее?
Том: У нас намечены концерты на лето
2008 года. Надеюсь, удастся и в студии немного поработать,
иначе будет скучно. Сейчас я немного тревожусь за новый материал, уже порядочно скопилось того, что мы еще не записывали.
Эд: Нам удалось изменить способ выпуска диска,
теперь нам предстоит турне. Концерты всегда следуют за выходом альбома.
А во время турне мы перестаём мыслить творчески. Раньше, когда у нас
было 3 свободных дня между выступлениями, мы записывали материал для би-сайдов синглов, и некоторые наши лучшие песни как раз оттуда.
Том: Вообще говоря, это вопрос уверенности в себе. Мы
— британцы, представители среднего класса, и если мы прекращаем работу,
то теряем уверенность в себе. Стоит остановиться — и мы сразу спрашиваем
себя: а что мы делали раньше? Мы очень быстро всё забываем.
— А вы не думали бросить музыкальную карьеру и заняться
чем-то еще?
Том: Каждый раз, когда мы собираемся вместе после
перерыва, нас переполняет такая радость... Мы будем играть вместе, что бы
ни случилось.
_______________
Примечания
[1] 'Hunky Dory' — альбом Дэвида Боуи
(1971), классика глэм-рока.
[2] 'What’s going on' (1971) Марвина Гея.
Marvin Gaye — американский певец, аранжировщик, музыкант-мультиинструменталист,
автор песен и музыкальный продюсер, наряду со Стиви Уандером стоявший
у истоков современного ритм-энд-блюза.
[3] AUTECHRE — английский электронный дуэт, состоящий
из Роба Брауна (Rob Brown) и Шона Бута (Sean Booth). Издается
на шеффилдском лейбе WARP.
[4] Flea — ‘Фли’ (Майкл Бэлзари) — участник RED
HOT CHILI PEPPERS (бас-гитара, бэк-вокал, труба).
[5] 'The headmaster ritual' группы THE SMITHS,
считавшаяся критиками самой важной альтернативной группой Британии
80-е годы. Музыка группы оказала большое влияние на появившийся позднее
брит-поп и на такие группы, как THE STONE ROSES, GENE, RADIOHEAD,
BLUR, SUEDE, OASIS, DOVES.
[6] Потенциометр — в электротехнике: простое электромеханическое
устройство с регулируемым сопротивлением. Состоит из корпуса (хотя
иногда используются и бескорпусные потенциометры), длинного проводника
с сопротивлением, равным максимально допустимому сопротивлению потенциометра
и без изоляции, щетки, контактирующей с этим проводником и рукоятки,
изолированной от щетки. Применяется в качестве переменного сопротивления
в аудиотехнике, радиотехнике, измерительной технике.
[7] Motown, Motown Records — американская звукозаписывающая
компания, в настоящее время в составe Universal Music Group.
Будучи первым лейблом звукозаписи, созданным афроамериканцем, Motown-Tamla
специализировался на продвижении чернокожих исполнителей в мейнстрим
мировой поп-музыки. В 1960-е годы здесь расцвело особое направление
ритм-энд-блюза — так называемое «мотаунское звучание».
[8] Gibson
Hummingbird — см.
[9] BURIAL (Похороны) — сценическое имя анонимного
дабстеп-музыканта из Лондона. Альбомы, которые Том имеет в виду —
‘Burial’ (2006) и ‘Untrue’ (2007).
[10] Тропикализм — бразильский рок-н-ролл и ритм-н-блюз,
сплав рока, карнавала и харизмы музыкантов, синтез искусства, интеллекта
и протеста. В годы военной диктатуры власти, видя в возросшей популярности
тропикалистов угрозу, препятствовали им всеми способами. Тексты подвергались
цензуре, а Жиль и Велозу в 1969 году даже были арестованы и высланы
из страны. Проведя три года в Лондоне, пообщавшись с Джимом Капалди,
Аланом Ватта и Йоко Оно, Жиль возвращается в Бразилию с ореолом подпольного
гуру.
[11] Caetano Veloso — Каэтану Велозу — один из
основателей музыкального течения ‘тропикализма’, популярный бразильский
сонграйтер и певец.
[12] Gilberto Gil (Gilberto Passos Gil Moreira)
— бразильский музыкант, певец и композитор.
[13] Bahia (Байя) — штат на востоке Бразилии;
административный центр — город Сальвадор.