|
|
I think it worked because what Thom writes is what || I would write if I could, and what I shoot is what he would shoot if he could. The idea is connected with him. |
И все-таки кое-что об этом породистом и удачливом брюнете нам известно: получив степень бакалавра при Театре Дизайна и Режиссуры, Джонатан немного поработал по специальности, потом монтировал на BBC анонсы кинофильмов и ролики, представляющие артистов во время награждений. В 1993-м Глейзер вместе с продюсером Ником Моррисом из Академии Рекламы написал и срежиссировал три коротеньких фильма. Через два года Джонатан подался возделывать непаханные поля музыкальной видео индустрии. Его первым опусом на новом поприще стал клип Karmacoma для MASSIVE ATTACK. Меньше, чем через полгода он снял видео для BLUR — The Universal {vers.1}. Глейзер попался на пути RADIOHEAD очень вовремя. Они как раз начали задумываться
над визуальным рядом своих клипов. Кажется, его отыскала комиссионер группы
Дилли Джент. Это был клип 'street spirit'. |
«Том хотел, чтобы это было
похоже на сон. Ему нравилась идея, что в конце концов ни с кем ничего
не происходит». |
*Во время съемок в кабину попадал выхлоп, Том несколько раз терял сознание и с трудом попадал в фонограмму. Кстати, машина имела дистанционное управление, оттого и двигалась почти без усилий, сама по себе. (это как подпись к картинке можно поюзать) |
В то время как другие клипмейкеры пытались поразить зрителей визуальными эффектами, Джонатан искал простые, но не менее эффективные методы работы. Virtual Insanity снят настолько элементарно, что, при желании, каждый может повторить это у себя дома. Вам потребуются: одна бело — голубая комната, один Джейсон Кей, известный в народе как Джамироквай и… много-много колесиков. «Никаких хитрых компьютерных штучек. Мы просто приделали ко всем перегородкам и предметам маленькие колесики, а камеру прикрепили на одну из стен. Мебель тоже поставили на колеса. Все это двигали несколько парней. Но, они, разумеется, оставались за кадром. А пол был неподвижным. Мы вроде как проделали трюк, немного побыли в роли фокусников». Джейсон потом жаловался, что от этого непрекращающегося движения его слегка подташнивало, но, тем не менее, он был приятно удивлен результатом: «У нас были хорошие песни, но снятые к ним клипы, как правило, оказывались не на высоте. На этот раз получилось и то и другое». Работу Глейзера отметили члены Ассоциации Производителей Музыкальных Видео и присудили ему приз в номинации Клип Года. Через год после Street Spirit Джонатан продолжил работать с Radiohead.
Следующим номером он снял клип к песне 'karma police'. Глейзер долго обдумывал
сценарий; он искал лаконичную, очень простую форму, которая бы в совершенстве
вместила в себя глубокое содержание песни. И он её нашел: старый, усталый,
безумно испуганный человек убегает по проселочной дороге от преследующей
его машины, и падает в изнеможении, но находит в себе силы повернуться
лицом к врагу и победить. Актера на главную роль выбирал сам Глейзер. Им стал Дэни Лаван {Denis Lavant}: «Он умеет вызывать к себе невероятную жалость. Но в то же время он — забавный человек. Он колеблется между комедией и патетикой». Йорка в клипе замечено не было. Зато в нем засветились отцы проекта U.N.K.L.E. — Шэдоу и Лавелл. Они те самые парни, что останавливают машину и спрашивают у идущего по туннелю Дэни Лавана, как его дела. По ходу действия Дэни несколько раз сбивают несущиеся по дороге машины, но каждый раз он поднимается, бормочет что-то себе под нос и продолжает путь. Потом вдруг останавливается, срывает с себя одежду и становится в позу распятого Христа, принимая на себя очередной автомобиль. Тот врезается, разбивается в лепешку — а Дэни стоит себе в клубах дыма как ни в чем ни бывало. «Основная идея видео вызывала неоднозначную реакцию. Ради MTV мы согласились пойти на компромисс. Сначала они согласились показать клип, если мы замажем моменты, когда человека сбивает машина. Мы согласились только потому, что над клипом работала масса народа и хотелось, чтобы наш труд увидели люди. Затем нас попросили затереть звук столкновения и падающего на землю тела. Но даже после этого они отказались показывать клип. Им показалось, что актер, играющий сумасшедшего, выглядел слишком натурально! Обалдеть! Они отказались, потому что он был чересчур хорош! Они сказали, что негоже показывать по телевизору отбросы общества... В представлении MTV Реальный Мир — это четыре модели, живущие вместе в роскошной квартире. Они испытывают абсолютное счастье, показывая девиц с налетом 'героинового шика', но клип UNKLE — это вам не закулисье моды и не житие панка. Может, мне стоило напялить на актера фирменную куртку-парку?!» Несмотря на происки MTV, клип 'rabbit in your headlights' был отмечен многими гораздо более серьезными и понимающими в этом деле толк людьми. Другой бы на месте Глейзера почивал на лаврах и поплевывал в потолок вишневыми косточками, но только не Джонатан. Впрочем, он все-таки устроил себе небольшой отпуск. Через два года он снял еще один клип: 'song for the lovers' для Ричарда Эшкрофта, — тут его работа на поприще клипмейкерства и закончилась. Музыканты много потеряли. Глейзер ушел в киноиндустрию. Хотя, что ни делается… По крайней мере, хеды не проиграли — Джонатана заменил блестящий Грант Джи. |
Шестьдесят секунд, в которые укладывается ролик Глейзера, говорят больше,
чем тысяча слов. Тут действует правило: «Лучше
один раз увидеть…» Казалось, в эпоху спецэффектов удержать внимание зрителя с помощью одних только диалогов — пусть даже блистательно прописанных — не удастся ни одному режиссеру. Тем более поднаторевшему во внешних эффектах экс-рекламщику. Но Глейзер с задачей справился. Некоторые кинокритики склонны считать, что ограбление банка в режиссуре Джонатана достойно войти в пятерку лучших сцен такого рода за все время существования кинематографа. «Картинка всегда была тактически важным пунктом моей работы. Мне гораздо легче рассказать что-то посредством картинки, нежели с помощью слов. Но в сценарии было написано столько диалогов, что именно слова несли информацию. Я чувствовал себя связанным по рукам и ногам, но понимал — следует выстраивать кино, опираясь на эту особенность. Первая часть фильма должна была быть идиотской, — я снял ее с точки зрения персонажа Рея Уинстона. Вторая мыслилась выстроенной, отшлифованной и сухой. В первой я мог выполнять камерой какие угодно движения. Во второй это показалось мне излишним и слишком навязчивым, я попытался сделать так, чтобы именно слова и диалоги задавали в ней тон. Я старался засвидетельствовать их, просто зафиксировать на пленку, но не разъезжать вокруг разговаривающих каждые пять минут, хоть соблазн был и велик». В итоге Глейзеру удалось удивить даже чопорных англичан. С выходом 'Sexy Beast' его причислили к волне Нового Кино Британии. Лучший Фильм, Лучший Режиссер и Лучший сценарий — такие награды получил фильм на British Independent Film Awards. Конечно, Джонатан не был абсолютно всем доволен. Но в любом случае он многое вынес для себя из этого процесса: «Даже не знаю, с чего начать… Если честно, то с Sexy Beast я испытываю те же ощущения, что испытывал, когда сделал свой первый клип или первый рекламный ролик. Я подумал, окей, я могу это делать, но мне нужно было приблизиться к цели. Мне нужно было знать, каковы правила игры. Узнавая их, я чувствую где, как и что я могу усовершенствовать...» |
После выхода фильма Глейзер еще раз напомнил рекламному миру о своем существовании — снял ролик для проекта LEVI'S Odyssey. Его часто называют режиссером-с-уклоном-в-коммерческое-видео. Он не обращает на это внимания: «Думаю, этого не избежать. Если меня так называют, я не обижаюсь. Я думаю, подлинное расстояние от рекламного ролика или клипа до кинофильма не так уж велико; между ними существует связь. Я всего лишь пытался использовать средства выражения кино и видео с выгодой для себя. Каждый раз я пытался раздвинуть границы». Джонатан смотрит на привычные вещи под другим углом: «Если ты всю жизнь занимаешься кино — ты, скорее, становишься хорошим ремеслеником, но на искусство тут сложно рассчитывать. Я же хотел придти в киноиндустрию с другой стороны, увидеть свою киноперспективу». «Я не осознавал того, что ломаю стереотипы.
Но знал,— я выполняю работу, которая допускает всякие выверты, и
сотрудничал с теми, кто мог позволить мне делать то, что я хочу. Мне не
доставляла удовольствия рутинная работа; я был счастлив только тогда,
когда что-то менял. Я хотел изменить абсолютно все, но не ради того, чтобы
изменить, а для того, чтобы с каждым разом рисковать все больше и больше.
К примеру, выяснять, насколько минималистичным я способен быть, или как
из немузыкальных, казалось бы, визуальных образов и картинок склеить клип.
Для меня это были своего рода упражнения, и, надо сказать, большая их
часть доставила мне огромное удовольствие». «Думаю, кино притягивало меня, потому что оно объединяет в себе и театр и игру с изображением и… да в общем-то почти все виды искусства. Для меня такой путь развития был неминуем. К счастью, я имел возможность начать карьеру кинорежиссера. Надеюсь, я смогу ее продолжить». В мае 2002 года Джонатану предложили снять римейк японского фильма 'Chaos' с Робертом Де Ниро и Бенисио Дель Торо в главных ролях. Через полгода президент кинокомпании Fine Line Марк Ордески во всеуслышание объявил, что на роль режиссера нового фильма 'Birth' он пригласил Глейзера: «Это необыкновенно чарующий и вызывающий сценарий, а видение Джонатана Глейзера богато на психологические нюансы. Золотое дно для актеров». Преуспевающий принц инкогнито по-прежнему нарасхват. Похоже, это надолго. |
|
Приложила усилие: inair |