13 ::.
206 [edit. qw] 207
В турне-2001 Radiohead отыграли 34 концерта в 12 странах мира,
начав со специального выступления для французского телеканала Canal+ 28 апреля и
закончив 4 октября в Японии. Самые длинные гастроли пришлись на Северную Америку,
пришлось даже разделить тур на два этапа: с 18 по 30 июня, и с 30 июля по 20 августа.
Как и в «палаточном турне» осенью 2000 года, места для выступлений выбирались преимущественно
в общественных парках и других, не самых привычных для прослушивания музыки местах.
Солидная часть билетов была зарезервирована исключительно для фэнов и распространялась
через вебсайт группы, что позволило избежать необходимости иметь дело с неприятными
конгломератами вроде Clear Channel и Ticketmaster, не говоря уж о том, сколько группа
накопила хорошей кармы.
Самый памятный концерт состоялся 7 июля в Южном парке
города Оксфорда; от этого места рукой подать до клубов Jericho Tavern
и the Venue, где ON A FRIDAY начинали десять лет тому назад. Множество
старых фэнов группы сочли невозможным пропустить этот концерт, и собравшуюся
толпу не смог разогнать даже затянувшийся ливень. Родная земля под ногами
и полные предвкушения поклонники необычайно воодушевили группу. Музыканты
трижды возвращались на бис (первый из которых сам по себе явился небольшим
выступлением), прежде чем поставили точку, сыграв ‘creep’ – впервые
за последние три года. Как написал Барни Хоскинс из Mojo, «Южный
парк… главным образом доказал две вещи: Radiohead снова одна группа,
а их прошлое и настоящее впервые слилось воедино» [Radiohead reasserting
themselves as a band, and for the first time braiding their past and
present in a cohesive way] [1]
К сожалению, тот самый концерт автору посетить не
удалось, но я побывал на двух других: в нью-йоркском Madison Square
Garden 7 августа и в парке Либерти в Нью-Джерси 17 августа. Первый из
них — редкое исключение для текущего тура — прошел под крышей; второй
был организован на просторной окраине Манхэттена с ошеломляющим видом
на Статую Свободы и две башни Мирового Торгового Центра — за пару недель
до того, как те башни оказались навсегда стерты с нью-йоркского горизонта.
207 [edit. qw] 208
Но в сторону сладкие воспоминания — шоу в Garden
все-таки было лучше. Исполнение в прославленном зале возбуждает — и
Radiohead не стали исключением, заслужив каждый децибел из аплодисментов
ликующей толпы. Казалось, тем вечером даже настороженный ко всем проявлениям
звездной болезни Том Йорк имел по звезде в каждом глазу :)
Оба концерта показали, что материал альбомов Kid
A и Amnesiac, far from sticking out like the proverbial
sore thumb, сохранил фирменное звучание группы, хотя и претерпевшее
поразительные изменения. Песни, в студийной записи казавшиеся вещью
в себе, на сцене обнаружили новый потенциал. 'Packt like sardines' благодаря
фузованному басу Колина Гринвуда и трешовому дребезжанию Фила Селвэя
вместо прежнего техно обернулась почти панком. 'I might be wrong' стараниями
фанковой гитарной партии Джонни и Эда стала мощным рок-номером. 'Everything
in its right place', по-прежнему собранная из простых аккордов Тома
на электропианино в размере 5/4, с прибавкой ударных приобрела небывалую
величественность. А 'idioteque' — отчасти из-за безумных танцев Тома,
отчасти из-за необыкновенной ритмичности, заданной Колином и Филом —
среди прочих песен выделяется на голову.
Большое удивление — особенно у скептически настроенной
части аудитории — вызвало то, как прекрасно сочетаются новые и старые
песни, будто специально притерты друг к другу; 'morning bell' один в
один подходила к 'my iron lung', a 'pyramid song' легко перетекала в
'paranoid android'. И в каждой узнается почерк Radiohead...
В турне 2001 года увидели свет и совсем новые песни
— прежде всего 'reckoner' (она же 'feeling pulled apart by horses'),
чьи нажористые аккорды показали, что радиоголовам снова в кайф врубать
свои гитары. Другим сюрпризом оказался кавер ‘cinnamon girl' Нила Янга
— классической предтечи гранжа. «Эти аккорды звучат великолепно,— говорил
Колин Mojo.— Тяжелые минорные аккорды. Дисторшн. Фантастика!»
[2] По этому поводу Эд заметил позже в интервью Rolling Stone,
что все в группе наконец-то «научились говорить на языке рекламы». [3]
Но хватит уроков саморекламы; самое время устроить каникулы на полгода.
Йорк провел их дома, с Рейчел и подрастающим Ноа.
Селвэй вернулся к семье (на 2003-й год он и Кейт — счастливые родители
трех детей); он продолжил сотрудничать с Обществом Добрых Самаритян,
выступая от его имени на публике и даже работая на телефоне доверия*.
О'Брайен переехал в Лондон, первым в группе сменив постоянную Оксфордскую
прописку. Джонни отдыхал, сочиняя звуковую дорожку к еще не изданному
документальному фильму ‘Песнь тела’ (‘BodySong’). Колин практиковался
в кулинарии, совершенствуя свой фирменный рецепт ‘сливового пирога’.
[4]
* Как уже говорилось выше, Фил состоял в Обществе
еще со студенческой скамьи в Ливерпульском университете; это стало семейным
делом, с тех пор как его жена Кейт возглавила оксфордский филиал Общества.
В апреле 2002 Фил собрал рекордную на тот момент сумму пожертвований
(8 000 фунтов стерлингов), за четыре часа благотворительного марафона
в Лондоне.
208 [edit. qw] 209
В ноябре 2001 года вышел в свет концертный мини-альбом
I Might Be Wrong, собранный из выступлений в четырех городах
// Оксфорде, Провансе... Однако, несмотря на отличное качество материала,
столь малое количество (всего восемь песен) вызывало разочарование:
'I might be wrong', 'idioteque' и 'dollars & cents' предстали во
всем великолепии своих концертных версий, не говоря о фортепианной версии
'like spinning plates' — но исчезли многие другие песни, нашедшие интересное
живое звучание, например, та же 'packt like sardines...' На пластинке
нет ничего, вышедшего до Kid A — иными словами, пластинка и
приблизительно не передает подлинную атмосферу концерта Radiohead.
Но фэны были рады и такому подарку; особый ажиотаж
вызвал последний трек — грустная баллада 'true love waits', один из
старых и давно любимых, но не изданных номеров. До 2001 года с бутлега
на бутлег любовно копировалась единственная версия, исполненная группой
в декабре 1995 года в Брюсселе. Увы, возродилась песня лишь в акустическом
варианте, в котором прибавилось заунывного вокала и оказались выкинуты
сплетенные Джонни синтезаторные кружева, придававшие песне немалую толику
ее очарования. Остается впечатление, что Radiohead не смогли определиться
с аранжировкой и опустили руки, отпустив ее ‘как есть’, сознавая как
сильно ее ждут. Такой вот шаг навстречу чаяниям фэнов, и ‘указание’
на то, какие именно концертные версии заслуживают официального статуса.
Энергичное исполнение песен, точно переданное новой
пластинкой, лишний раз иллюстрировало момент, к пониманию которого группа
медленно подходила во время гастролей 2001 года: что установка группы
на запись нового альбома в студии, мм... может быть, не самая правильная
установка. Учитывая, насколько обогатились песни с Kid A и
Amnesiac в концертном исполнении — разве не имело бы смысл
сперва поиграть новый материал вживую, обкатать его на аудитории, а
уже потом придти с ним в студию? Пару лет назад такое прагматичное предложение
зарубили бы на корню как чересчур простое — и Том, вероятно, высмеял
бы его первым. Но теперь даже он склонялся к соображениям, что музыкальные
банальности вроде узнаваемого стиля/почерка — не самая плохая идея,
и может, разрушать до основания саунд группы от альбома к альбому —
не такое уж обязательное условие?
209 [edit. qw] 210
«Перед тем как начать,— рассказал Том журналу Time,—
я думал: вот мы снова должны сделать Большой Шаг Вперед в плане
саунда, что-то поменять, изобрести чего у нас раньше не было... и так
без конца. И сам же понимал, насколько глупое и бессмысленное это занятие,
процесс ради процесса вместо самой музыки. Но потом я смог выкинуть
из головы все это дерьмо и просто получать удовольствие — пусть придет,
что придет». [5]
Когда каникулы подходили к концу, Эд О’Брайен предложил
новую тактику [на самом деле — старая, проверенная тактика группы.—
прим.перев.]. Первым делом Том представляет группе демо-версии
и наброски новых песен. Затем группа три месяца над ними работает, а
потом опробует что получилось в летнем турне по Европе, наподобие того,
что в 2000 году предварил выпуск Kid A. И наконец, с тем что
останется группа отправится в студию и запишет альбом.
Три года назад Эд выдвигал сходные предложения, но
тогда его идея возврата к изящным трехминутным гитарно-попсовым композициям
была с раздражением отвергнута Томом. Зато теперь его план встретил
полное одобрение — что само по себе демонстрирует, как сильно повлияла
на группу мучительная запись двух последних пластинок. С общего согласия
Йорк приступил к первой стадии плана.
Демо-версии нового материала составили три компакт-диска.
Как в прежние времена, специальным нарочным диски были доставлены Джонни,
Эду, Колину и Филу. Каждый диск имел собственное название: The Gloaming,
Episcoval и Hold Your Prize (‘Сумерки’, ‘Episcoval’ и
‘Удержи свой приз’). «Том очень давно не давал дискам имена,— рассказывал
Эд.— Прямо вспоминаются те демо-кассеты, которые мы записывали во время
Ok Computer. Меня охватила ностальгия по тем временам, и я
подумал, что Том тоже соскучился». [6]
Сам Том не разделял энтузиазма Эда по поводу новых
песен. Он наседал на товарищей: «Если никому не понравится, я упираться
не буду — начнем все заново». [7] Но материал понравился — прежде всего,
своей умеренной простотой: хотя электроника и оставила в песнях солидный
след, большинство черновых набросков были исполнены либо под гитару,
либо на фортепиано. «Он очень бережно знакомил нас с новыми песнями,
и делал это так ненавязчиво и мягко, насколько это было возможно,— вспоминал
Колин,— так что нам сразу было за что взяться». [8]
И группа с головой ушла в работу, записывая каждую
секунду репетиций и внимательно оценивая записанное в собственной студии
в Саттон-Кортни. Новый тур стартовал 22 июля в Лиссабоне — к этому времени
группа отобрала дюжину наиболее удачных, по общему мнению, песен, которые
и отправились на экспертизу к Найджелу Годричу, их многострадальному
продюсеру.
210 [edit. qw] 211
Две недели концертов в пяти городах Португалии и
Испании, по два выступления в каждом городе — по предыдущим меркам,
просто легкая прогулка, летние каникулы. Но этого было достаточно для
группы, чтобы понять, какие вещи хорошо принимались публикой, а какие
нет. Большинство концертов начинались щедрым количеством новых песен,
прежде чем в ход шли старые золотые произведения. Новые песни, которые
на первом прослушивании, казалось, смешивали атмосферу kid A
и Amnesiac с рок периодом the Bends, в основном получили
очень теплый прием от зрителей, большая часть которых, казалось, была
именно Британскими гражданами, находящимися в отпуске (или возможно
взявшим отпуск для пребывания на концертах этого radiohead тура).
«Если песня хорошо пошла,— поведал Том NME
в Лиссабоне,— мы ее откладываем, чтобы следующим вечером попробовать
что-то другое. Мы не хотим повторяться. Пусть это не лучшая новость
для публики, но это все равно круто!» [9] Вообще говоря, подобная позиция
подразумевала, что сет-лист день за днем должен был варьироваться. Первоначальный
план играть восемь новых песен, устраивать 20-минутный перерыв и затем
все остальное, продержался не дольше первого выступления — на том основании,
что наличие перерыва, как выразился Том, «сильно напоминает поход в
сраный театр». [10]
Сюрпризом тура стало исполнение `lift’, горячо любимой
фэнами, но оставшейся неизданной песни времен OK computer.
Её возвращение в сет-лист вселило надежды, что песня наконец окажется
на новом альбоме (увы, этого не случилось). Однако появление ‘lift’
лишним звоночком просигнализировало о ретроспективном настроении Radiohead
— группы, как известно, двигающейся исключительно вперед. На последнем
концерте тура в Саламанке, 7 августа, Том даже объявил, что принимает
пожелания от публики — совсем уж редкое дело. Прозвучали такие редкости,
как `big boots’, кавер CAN-овской `the thief`, `you` — все было волшебно
тем вечером, хотя на настойчивые просьбы исполнить ‘let down’ и 'creep'
музыканты лишь отшучивались.
Наметав на живую нитку новый материал, группа была готова прийти
с ним в студию. Но выбрали для этого не самое обычное место: они отправились в Америку,
причем в самый невероятный из всех возможных городов, о котором никто из радиоголов
никогда не говорил ничего хорошего: солнечный Лос-Анджелес, мировая столица шоу-бизнеса.
Сменить родные осины на пальмы придумал Годрич. Фактически,
он вытащил их силком. Ветеран мучительных сессий записи четырех альбомов,
Годрич решил, что он уже сыт по горло, и разработал план. Еще год назад
в интервью New-Yorker Годрич рассказал, что тормозившие запись
Kid A и Amnesiac’a дебаты «только мешали, потому что группа в конечном
счете продолжала делать то же самое, что и всегда — искать что-то новое,
делать зигзаги между крайностями… суть трагедии оставалась неизменной,
вопросом был лишь способ промедления. В следующий раз,— добавил
он,— мы проведем в студии три недели, и ни днем больше». [11]
211 [edit. qw] 212
И он приложил все усилия, чтобы организовать дедлайн.
Radiohead постарались изменить привычные методы работы над материалом,
идя ему навстречу: месяцы репетиций над новыми песнями, финальная проверка
достигнутого на концертах и запись. Осталась одна проблема: дурацкая
привычка группы записываться, забившись в сельскую глушь, причем английскую.
Во времена записей Kid A/Amnesiac, по словам Джонни, Найджел
всю дорогу бурчал: «Мол, если бы мы записывались в Лос-Анджелесе, то
сейчас могли бы жевать суши — а мы в это время торчим на какой-нибудь
площади в центре Оксфорда, вокруг ночь и ни единого огонька! Поэтому
мы сказали: «Ок, будь по твоему. Две недели, и ни днем больше!» [12]
Подобное условие совпадало с намерениями Годрича
как нельзя лучше. В Лос-Анджелесе он успел поработать трижды: над пластинками
Бека Mutations (1998) и Sea Change (2002), а также
диском The Invisible band (2001) британцев TRAVIS. Он предложил
и место записи — студию Ocean Way в восточном Голливуде. Группа согласилась,
несмотря на некоторые сомнения. «Мы всегда с опаской относились к работе
в Лос-Анджелесе,— говорит Эд,— потому что — давайте смотреть правде
в глаза: микс Radiohead с настроением а-ля ‘Hotel California’ не выглядит
как союз, заключенный на небесах. Но мы быстро обнаружили, что здесь
легко абстрагироваться от любых помех, от всего, что происходит вокруг».
[13]
Так и вышло, что 2 сентябрьские недели на студии
Ocean Way обернулись наиболее продуктивной и приятной сессией за всю
историю группы. Музыканты выдавали в день по готовой песне — разительный
контраст в сравнении с гнетущими и тягостными Kid A-сессиями.
Никто не торчал в студии сутками — каждый вечер музыканты шли гулять
в обсерваторию Гриффит-парка, наслаждались морским бризом и витающими
в воздухе ароматами, а ночью катались по городу в минивенах. Наконец-то
— ужас! кошмар!!! — они расслаблялась. «Это было почти как отдых в санатории,—
говорил Том.— Мы потусовались на парочке вечеринок гламурного свойства,
и знаете, это пошло нам на пользу! В нашей жизни слишком много радионовостей,
и не хватаает гламура». [14]
На Ocean Way был записан весь материал, но шлифовкой
и окончательным сведением группа занялась по возвращении в свою собственную
студию. Работа растянулась до февраля, с небольшим перерывом в конце
октября, когда Том слетал в Калифорнию для участия в благотворительном
концерте Bridge school benefit (ежегодное мероприятие в пользу находящейся
под патронажем Нила Янга школы отстающих в развитии детей).
А злые демоны звукозаписи, без устали преследовавшие
Radiohead прежде, так ни разу и не появились. «Мы не такие уж дотошные
перфекционисты и не стараемся делать заумные вещи,— пояснил Эд.— Мы
верим в себя, Найджела, нашу студию и новые песни, и собственно, чего
еще хотеть?.. Мы снова полны особой энергии, которой не ощущали со времен
The Bends». [15]
212 [edit. qw] 213
Весной 2003 года EMI анонсировала выпуск шестого
альбома Radiohead. Релиз был назначен на начало июля, но фэны получили
возможность оценить альбом еще раньше: 30 марта все 14 песен загадочным
образом появились в сети. Пираты снова сработали оперативно, обставив
официальный релиз на два месяца. По утверждению группы, украденный материал
отличался от финальных миксов примерно на 2 месяца, и тот факт, что
к публике попала сырая неокончательная версия, раздосадовал музыкантов
более всего. Колин весьма образно сравнил впечатления от подобного бутлега
с ощущением «быть пойманным папарацци вставши утром, спросонья, с ногой
в одном носке». [16]
Несмотря на сходные комментарии остальных музыкантов,
удар по пластинке вышел чувствительный: ‘сырые’ миксы оказались слишком
похожи на финальные версии песен, изданные официально. Почти все отличия
носили косметический характер: эхо послабее здесь, почетче ударные там.
Не приврали ли чуть-чуть радиоголовы насчет давности украденного материала?
Или материал так мало изменился за восемь недель отделки и сведения
альбома? Если верно последнее, то оно явно не стоило затраченных усилий.
Ущерб объемам продаж от утечки информации в сеть
определить не так легко. Как бы там ни было, НТТТ дебютировал
на первой позиции во многих странах, включая Британию. В US-чартах альбом
занял лишь третье место, однако число проданных экземпляров за первую
неделю составило 300,000 — существенно выше, чем объемы продаж Kid
A и Amnesiac за первую неделю — и стало самым высоким
показателем продаж в Америке за всю историю группы.
Пресса встретила новый альбом положительно, но сдержанно.
Как и в прошлый раз, американские журналисты оказались щедрей на похвалу:
«Никому другому не удается изобразить страх и печаль так многообещающе»,—
писал Уил Хермес из Spin, чтобы не ходить далеко за примером
[17]. Британские журналисты выражались осторожнее. «Radiohead в своем
прежнем амплуа, им отлично удается обмануть наши ожидания, подорвать
все основы и горделиво восстать против ограничений размера четыре четверти,—
писал Джон Харрис в Q.— При этом некоторые песни из Hail
To The Thief слишком близко подходят к тому, чтобы быть маленькими
дорогими частями всего экспериментализма группы». [18]
Но самый неподдельный знак популярности и признания,
не связанный ни с рецензиями, ни с объемами продаж, явил собой другой
релиз, выпущенный с НТТТ в один день: True Love Waits
классического музыканта-виртуоза Кристофера О’Райли состоял из 15 песен
Radiohead, переложенных для фортепиано и исполненных им же. О’Райли
признал себя фэном группы и выразил скопившуюся любовь к ее творчеству
доступным ему способом.
213 [edit. qw] 214
Кстати, попытки скрестить музыку Radiohead с чем-нибудь
еще продолжаются не первый год. Изданы инди-трибьют, даб-трибьют, регги-трибьют,
IDM-трибьют, обработки в виде детских колыбельных, рэп- и dance-миксов;
число кавер-версий уже не поддается подсчету. Музыка группы привлекает
и классических музыкантов-виртуозов: квартет Эрика Горфайна сделал струнные
аранжировки песен (результат можно услышать на диске Strung Out
On OK Computer), фортепианные интерпретации песен сделали джазовый
пианист Брэд Мелдау и пианист-виртуоз О’Райли, а из слов песен был составлен
театральный спектакль The Unfilled Radiohead Project (уже готовились
гастроли по Америке, когда группа о нем узнала; понятия не имевшие о
содержании спектакля, Radiohead настаивали на том, что проект может
быть реализован исключительно на бездоходной основе — после чего он
благополучно заглох). А во время записи Hail to the Thief группу
попросили написать музыку к новой работе легендарного хореографа Мерса
Каннингема.
Подобное перекрестное опыление видов и жанров искусства
есть свидетельство того, какое влияние имеет творчество Radiohead на
искусство и окружающий мир. Не просто продавцы своей продукции, не только
лучшие рок-н-рольщики нового тысячелетия, они — движущая сила: создавая
свое, они вдохновляют на творчество других.
214